• Уважаемые гости и новички, приветствуем Вас на нашем форуме
    Здесь вы можете найти ответы практически на все свои вопросы о серии игр «Готика» (в том числе различных модах на нее), «Ведьмак», «Ризен», «Древние свитки», «Эра дракона» и о многих других играх. Можете также узнать свежие новости о разработке новых проектов, восхититься творчеством наших форумчан, либо самим показать, что вы умеете. Ну и наконец, можете обсудить общие увлечения или просто весело пообщаться с посетителями «Таверны».

    Чтобы получить возможность писать на форуме, оставьте сообщение в этой теме.
    Удачи!
  • Друзья, доброго времени суток! Спешите принять участие в конкурсе "Таинственные миры" 2024!
    Ждем именно вас!

    Ссылка на конкурсную тему - тык

Исторический фильм "Орда". Мои впечатления.

kraw


Модостроитель
Регистрация
11 Окт 2005
Сообщения
2.095
Благодарности
871
Баллы
295
Долго я собирался сходить на фильм Орда. И, наконец, выбрался.

20.jpg


Фильм мне понравился. Но, сначала, скажу о его недостатках. Самое слабое место в фильме - сценарий. История главного героя митрополита Алексия получилась очень прямолинейная, стандартная, назидательная и дидактичная. И, откровенно говоря, совершенно лишняя. Хотя, именно из-за этой истории фильм и затевался.

Заметил я всего один откровенный ляп, у Алексия, оказались слишком хорошие зубы. Прямо как на рекламе зубной пасты. Хотя видно эти зубы всего в одной сцене и буквально доли секунды.

Есть небольшие неточности. Например, ханские посланники заезжают верхом в церковь. Этого просто быть не могло. Еще хан Узбек за такие дела просто казнил. Даже монголов. И при Джанибеке это положение было подтверждено.

Опять же ордынские воины ни разу не показаны в доспехах. По крайней мере в тяжелых доспехах их следовало показать. А их даже в кожаных стеганных доспехах не показали.

Но это все мелочи. Несмотря на эти недостатки, фильм великолепен!

Работа актеров просто безупречна. Сразу веришь, что видишь реальные события, что именно так все и происходило. Что именно так выглядели и вели себя исторические персонажи.

Операторская работа просто потрясающая! Это надо обязательно видеть и видеть именно на большом экране. Фильм того стоит.

Орда и ордынцы показаны с явной симпатией, но без идеализации. Это не злобные орки, но это и не валиноские эльфы. А Сарай-бату это не Мордор и не Нуменор. Это живые люди в конкретной исторической обстановке.

06.jpg


Несмотря на второстепенность персонажа, именно ханша Тайдула - главная героиня фильма (если таковой не считать саму Орду). Женщина властная и жесткая. На первый взгляд она не вызывает никакой симпатии, тем более, внешность у нее очень... своеобразная. Но по ходу фильма, и даже после его окончания, когда немного подумаешь, начинаешь понимать, что у нее болит душа за своих детей и внуков и, главное, за судьбу Державы - Золотой Орды. За судьбу своего народа. К ней приходят за благословением на ханство Джанибек и Бердибек. И если, скрепя сердце, она благословляет Джанибека, то Бердибеку она в благословении отказывает. Это не помешает тому стать ханом, что понимает Тайдула, она понимает, что рискует своей жизнью из за этого, казалось бы, ничего не значащего, отказа. И в этой сцене видна ее боль за своих убитых сыновей, за своего недостойного внука. Боль за Державу, которая соскальзывает к гибели. И она сама говорит, что не знает, что делать. А после уезжает верхом в ночь в финале фильма.

Интересно проследить и великих ханов, из которых показано трое.

37.jpg


Хан Танибек. Его убивают еще во время первого эпизода фильма. Но за то небольшое время, как он показан, видно, что это настоящий великий правитель. Великий хан-воин. Он может остроумно пошутить. Он виртуозно владеет саблей. Он говорит посланцам римского папы, что скоро Авиньон (а это время так называемого "авиньонского пленения" папы) скоро станет его пастбищем, а римского папу он, в знак уважения, сделает своим главным пастухом. И сразу безоговорочно ему веришь. Он сделает. И никто не сможет ему помешать. При этом, он не скрежещет зубами, не мечет из глаз молнии и тому подобное. Он от него исходит внутренняя сила. И не просто внутренняя сила, А сила великого правителя и завоевателя.

24243.jpg


Ему на смену приходит хан Джанибек. Это тот хан, которого на Руси называли "добрый царь Джанибек". Как человек, он симпатичен. По детски радуется фокусам и приходит в ярость при их разоблачении. Тоже любит хорошую шутку. Наверняка и саблей владеет хорошо (правда, в фильме это не показано), Работает над укреплением державы (показали, как он испытывает пушку, намереваясь вооружить пушками свою армию). Но движение на запад остановилось. Тайдула пытается убедить его отправиться в новый поход, поскольку нельзя монголу останавливаться, чтобы не погибнуть. И он понимает это, но поход так и не начинает. И он сильно отличается от Танибека. Не видно в нем той внутренней силы. Да и вес у него явно избыточен. Он слишком увлекается внешними атрибутами власти. Например, воздвигает себе трон. Без чего обходились его предшественники. Это пока не изнеженность и культ роскоши. Это пока всего лишь простительные человеческие слабости. Но в Джанибеке не видно великого правителя великой державы.

24245.jpg


И третий хан - Бердибек. Этот уже явный вырожденец. Мы не видим ни одной живой эмоции. Его лицо густо покрыто белилами и сам он похож не на живого человека, а на китайского болванчика. Даже не понятен пол этого существа, пока его не называют по имени. И момент, когда в конце фильма он приезжает к Тайдуле, чтобы та благословила его на трон, когда та отказывается, у Бердибека вырываются истерические нотки "Я все равно стану великим ханом!". Единственная живая эмоцию у этого персонажа. Нукеры его ему под стать. Все в черной нелепой одежде, с выбеленными лицами, делающими их похожими на персонажей комедии дель-арте. Такой контраст с нукерами Танибека и Джанибека - настоящими воинами.

И дальше, через несколько месяцев, Бердибек был убит и началась "великая замятня" в Орде...

Есть в фильме второстепенный персонаж - сотник Джанибека Тимер.

28.jpg


Настоящий степной рыцарь. Не гротескный Конан-варвар, не вальтерскотовский приглаженный и причесанный Айвенго. А самый настоящий воин. Такого человека хорошо числить в друзьях и плохо во врагах. На него всегда можно положиться. Он всегда выполнит свой долг и никогда не совершит подлости. И вместе с тем он - обыкновенный живой человек. Золотордынская степь для него дом. Золотая Орда его Родина. И ему далеко не нравятся те процессы, что происходят в ней. Ему претит мздоимство, которое расцветает в Сарай-бату. Он не дает ничего "таможеннику", который идет за ним, и канючит, чтобы тот "дал бы ему хоть что-нибудь". Тимер не показывает какого-то особого презрения ко мздоимцу, но из диалога не остается никаких сомнений в его отношении. Другое дело его диалоги с Алексием или с московским князем. Он относится с уважением к этим людям. Хоть они, вроде бы, зависят от него, но он ничем не показывается своего превосходства над собеседниками. И он достойно держится с Джанибеком. Нет никакого раболепия. Он знает себе цену и уважает себя.

24.jpg


Интересно показан Сарай-бату. Грандиозный город. Но очень неуютный. Резкий контраст с окружающей степью. Если ханы живут в городе, Тайдула живет в простой юрте вдалеке от него. Тимера этот город давит и он дышит полной грудью оказавшись в степи.

Принято считать Орду врагом Руси. Принято говорить о "татаро-монгольском иге". Фильм объективно работает на разрушение устоявшихся стереотипов, на разрушение "черной легенды". При помощи этого фильма лучше понимаешь те непростые и далеко не столь однозначные взаимоотношения между Русью и Ордой. Надеюсь, это не последний фильм на эту тему. Все-таки, кто бы что ни говорил, но Россия наследует не только владимирскую и Киевскую Русь, но и Золотую Орду. Но это уже совсем другая история.

PS: Но вот что мне совсем не понравилось, так это то, что перед фильмом мне за мои же деньги показывали рекламу. Ну ладно показывали анонсы новых фильмов. Традиция такая, ничего не поделаешь, но от рекламы жвачки, телефонов и тарифов могли бы меня избавить. Все-таки я деньги за кино плачу. Это не бесплатное телевидение.
 

Окрута

Участник форума
Регистрация
25 Окт 2012
Сообщения
353
Благодарности
224
Баллы
210
Почитал заглавный пост и подумал, что надо будет фильм ещё разок пересмотреть. Ибо мне он показался довольно скучным. Измениться ли моё впечатление после второго просмотра - как знать...
А пока-что могу сказать, что фильм спасает только великолепная игра Андрея Панина, всё остальное слишком сухо и бледно.
 

Mortarion

Участник форума
Регистрация
17 Авг 2008
Сообщения
1.475
Благодарности
29
Баллы
235
рецензия великолепна, практически эталонная, в моем понимании, разве что со спойлерами перебор

после кучи отрицательных было весьма интересно почитать
фильм обязательно гляну, но смутные сомнения все равно терзают, понравится ли
 

dizainersha

Участник форума
Регистрация
22 Ноя 2012
Сообщения
1
Благодарности
0
Баллы
145
Если разобраться всерьез, то своим Величием и Мощью Сверхдержавы Россия, как это не странно, обязанна именно Ордынской Татарщине. Ни Еропейское, ни Византийское, ни Варяжское влияние не сделали бы этот конгломерат разрозненных восточноевропейских княжеств Империей. Потому как, традиции Абсолютной Деспотии, Единовластия, "Сильного Царя-Батюшки", Сверхцентрализации Власти и умение собирать, мобилизовывать все силы в один кулак, не считаясь с собственными потерями, пусть даже путем закабаления и порабощения своих же подданых, все это от Орды в наследство, все это та самая татарщина, которую осуждали наши классики, но которая сделала Россию Империей и Сверхдержавой.
 

kraw


Модостроитель
Регистрация
11 Окт 2005
Сообщения
2.095
Благодарности
871
Баллы
295
Соглашусь, но при этом не стал бы недооценивать византийское влияние. Все-таки в духовном плане Византия очень много нам дала. И через Золотую орду ("татарщиной я бы не стал ее называть") мы наследуем и имперскую идею Чингисхана. Ну и идею единства евразийских народов.
 

Алекс

Участник форума
Регистрация
31 Янв 2009
Сообщения
5.414
Благодарности
150
Баллы
405
Если разобраться всерьез, то своим Величием и Мощью Сверхдержавы Россия, как это не странно, обязанна именно Ордынской Татарщине. Ни Еропейское, ни Византийское, ни Варяжское влияние не сделали бы этот конгломерат разрозненных восточноевропейских княжеств Империей.
Это очень сильное заблуждение, татаро-монгольское нашествие наоборот очень сильно затормозило развитие страны, именно с этого момента Русь стала отставать в своём развитии от ведущих держав того времени. Это раз.
Второе - в то время, Византия была одной из ведущих держав того времени и её влияние на Русь было очень сильным и по моему мнению именно это влияние было одним из факторов становления Руси как мощной державы в будущем. Но самым главным фактором развития Руси и превращения её в сверхдержаву - это внутренний стержень и великая духовная составляющая русского народа, но ни как не набеги полудиких степняков...

З.ы. - что касается фильма, я ожидал от него большего, очень печально, что тема взаимоотношений тогдашней Руси с Ордой до конца не раскрыта.
Да и главная тема о чудесном исцелении Тайдулы очень разнится с историческими книгами.
Очень не понравились некоторые моменты, как например - въезд на лошади в церковь, полная ересь какая-то... Само отношение к православной вере русского человека того времени - того же князя например.. Ну, ладно - это всё нюансы.
В целом радует, что наконец-то стали появляться подобные фильмы о многовековых взаимоотношениях Орды и Руси. Ведь неплохих исторических книг того времени полно, а вот хороших художественных фильмов практически нет.

Bump:
Потому как, традиции Абсолютной Деспотии, Единовластия, "Сильного Царя-Батюшки", Сверхцентрализации Власти и умение собирать, мобилизовывать все силы в один кулак, не считаясь с собственными потерями, пусть даже путем закабаления и порабощения своих же подданых, все это от Орды в наследство, все это та самая татарщина, которую осуждали наши классики, но которая сделала Россию Империей и Сверхдержавой.
Как ни странно - всё это было в Византии, где был один единственный император. ;) Советую поближе познакомиться с историей Византии и её взаимоотношениях с другими странами, с той же Русью например. Не нужно преуменьшать силу и влияние этой великой империи прошлого

Bump:
И через Золотую орду ("татарщиной я бы не стал ее называть") мы наследуем и имперскую идею Чингисхана. Ну и идею единства евразийских народов.
Это что за идея такая? Идея единства народов уже была продемонстрирована в той же Византии - где не было как такового разделения на национальности, хотя империю и населяли множество народов.

Bump:
все это та самая татарщина, которую осуждали наши классики, но которая сделала Россию Империей и Сверхдержавой.
Полный бред... :)
 

kraw


Модостроитель
Регистрация
11 Окт 2005
Сообщения
2.095
Благодарности
871
Баллы
295
Это очень сильное заблуждение, татаро-монгольское нашествие наоборот очень сильно затормозило развитие страны, именно с этого момента Русь стала отставать в своём развитии от ведущих держав того времени. Это раз.

Ну, упадок Руси начался задолго до монгольского нашествия. Основные разорения были сделаны не монголами, а своими же во времена междуусобных войн.


Второе - в то время, Византия была одной из ведущих держав того времени и её влияние на Русь было очень сильным и по моему мнению именно это влияние было одним из факторов становления Руси как мощной державы в будущем. Но самым главным фактором развития Руси и превращения её в сверхдержаву - это внутренний стержень и великая духовная составляющая русского народа, но ни как не набеги полудиких степняков...

Византия, к моменту монгольского завоевания Руси, находилась в глубочайшем упадке. Она потерпела сокрушительное поражение от крестоносцев (IV крестовый поход). Константинополь был захвачен, разграблен и, впоследствии стал столицей т. н. Латинской империи. Значительную часть Византии захватили сельджуки, другую часть болгары. И все территория Византии скукожилась до размеров крохотной Никейской империи. И только после того, как хан Хулагу разгромил Сельджукский султанат, византийцы сумели воспользоваться благоприятным моментом и сбросили латинян в море, а также отбросили болгар и сербов.

Опять же неверно считать степняков дикими или полудикими. Как духовная, так и материальная культура у них была на высоте. Опять же среди степняков было распространено несторианство, которое характеризуется довольно сложными философскими построениями. Тот же Сарай-берке во время, показанное в фильме, был одним из мировых культурных столиц. Это в фильме он показан каким-то запредельно мрачным и неуютным. Ну, он должен был послужить контрастом со степью. Опять же, Ордынские ханы всячески покровительствовали православной церкви. А именно церковь была в то время культурным движетелем.

З.ы. - что касается фильма, я ожидал от него большего, очень печально, что тема взаимоотношений тогдашней Руси с Ордой до конца не раскрыта.
Да и главная тема о чудесном исцелении Тайдулы очень разнится с историческими книгами.
Очень не понравились некоторые моменты, как например - въезд на лошади в церковь, полная ересь какая-то... Само отношение к православной вере русского человека того времени - того же князя например.. Ну, ладно - это всё нюансы.
В целом радует, что наконец-то стали появляться подобные фильмы о многовековых взаимоотношениях Орды и Руси. Ведь неплохих исторических книг того времени полно, а вот хороших художественных фильмов практически нет.

Да. Есть значительные несоответствия. Например, за въезд в церковь те же татары были бы казнены своим ханом. Процесс исцеления Тайдулы... Тоже . Но сюжетной основой фильма является исторический апокриф, а именно житие Алексия. Отсюда и показано пренебрежительное к нему отношение ордынских властей, чего быть просто не могло.

Впрочем, я и писал, что главный сюжет в фильме - самое слабое место фильма.

Bump:
Как ни странно - всё это было в Византии, где был один единственный император. ;) Советую поближе познакомиться с историей Византии и её взаимоотношениях с другими странами, с той же Русью например. Не нужно преуменьшать силу и влияние этой великой империи прошлого
См. выше.

Bump:
Это что за идея такая? Идея единства народов уже была продемонстрирована в той же Византии - где не было как такового разделения на национальности, хотя империю и населяли множество народов.

С Византией было совсем иначе. Там не было той веротерпимости, которая присуща империи Чингисхана и Золотой Орде. В Византии были гонения на арианство, на несторианство, на монофизитство. Конечно, при принятии магометанства в Золотой Орде хан Узбек устраивал гонения на несториан, но только на монголов-несториан (и, вроде бы, только внутри правящей верхушки). Но при этом не препятствовал тем же несторианам уходить на службу московскому князю. И при этом оказывал всяческое покровительство Православной церкви. Запример, за хулу на церковь полагалась смертная казнь, независимо от вероисповедания и подданства.
 

Алекс

Участник форума
Регистрация
31 Янв 2009
Сообщения
5.414
Благодарности
150
Баллы
405
Ну, упадок Руси начался задолго до монгольского нашествия. Основные разорения были сделаны не монголами, а своими же во времена междуусобных войн.
Да согласен - крах любого государства происходит в основе своей из-за внутренних факторов, таких как междуусобица князей из-за которой страдал простой народ, но как известно внешние факторы очень часто эти процессы ускоряют, что и произошло в итоге. Разрушение основных городов тогдашней Руси, не могло не отразится на развитии торговли, развитии ремёсел, плюс огромные человеческие потери - всё это отбросило страну на многие десителетия назад, разве это не одна из основных причин в отставании Руси (России) в дальнейшем от ведущих держав того времени.
Византия, к моменту монгольского завоевания Руси, находилась в глубочайшем упадке. Она потерпела сокрушительное поражение от крестоносцев (IV крестовый поход). Константинополь был захвачен, разграблен и, впоследствии стал столицей т. н. Латинской империи. Значительную часть Византии захватили сельджуки, другую часть болгары. И все территория Византии скукожилась до размеров крохотной Никейской империи. И только после того, как хан Хулагу разгромил Сельджукский султанат, византийцы сумели воспользоваться благоприятным моментом и сбросили латинян в море, а также отбросили болгар и сербов.
Мы немного ушли в другую сторону, да историяя Византии весьма интересна и поучительна, и как всякая империя она знала эпоху своего расцвета и неменуемого краха. Но вопрос в другом - именно влияние Византии оставило наибольший след в истории Руси.
Впрочем, я и писал, что главный сюжет в фильме - самое слабое место фильма.
Согласен полностью.
 

Алекс

Участник форума
Регистрация
31 Янв 2009
Сообщения
5.414
Благодарности
150
Баллы
405
С Византией было совсем иначе. Там не было той веротерпимости, которая присуща империи Чингисхана и Золотой Орде. В Византии были гонения на арианство, на несторианство, на монофизитство. Конечно, при принятии магометанства в Золотой Орде хан Узбек устраивал гонения на несториан, но только на монголов-несториан (и, вроде бы, только внутри правящей верхушки). Но при этом не препятствовал тем же несторианам уходить на службу московскому князю. И при этом оказывал всяческое покровительство Православной церкви. Запример, за хулу на церковь полагалась смертная казнь, независимо от вероисповедания и подданства.
Это глубокое заблуждение - гонения на православных в Золотой орде были не редки, только благодаря Алексею и его чудесному исцелению Тайдулы эти гонения временно прекратились, более того были даже небольшие послабления для православных христиан, и насколько помню, после смерти Алексея - гонения наоборот ещё усились, сказывалось влияние мусульман.
 

kraw


Модостроитель
Регистрация
11 Окт 2005
Сообщения
2.095
Благодарности
871
Баллы
295
Ну, я и не отрицаю огромного влияния Византии на Россию. В духовной и культурной сфере оно было определяющим. А вот в сфере государственного строительства, я склонен выше оценить влияние Золотой Орды.

Теперь о гонениях. Смерть Алексия совпало с началом "большой замятни" в Орде. Фактически началась длительная гражданская война. Например, та же Тайдула была казнена по приказу одного из очередных ханов.

Гонения были, но это были гонения не по религиозному, а по политическому признаку. В Орде боролись разные партии. Русские князья вставали на сторону каких-то из них. Если какая-то партия проигрывала, то она тянула за собой всех сторонников, не взирая на конфессиональную принадлежность.

О положении православной церкви пишет, например, Вернадский в книге "Монголы и Русь":
Еще одним актом, имевшим большое значение, стал выпуск хартии неприкосновенности, или ярлыка, для русской церкви. Следуя заповедям Ясы Чингисхана, предшественники Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи.512 Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» были освобождены от военной службы.
Монгольским чиновникам запрещалось под страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения какой-либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также любой, виновный в клевете и поношении греко-православной веры.
...
Благодаря этому ярлыку, а также ряду подобных ему, выпущенных наследниками Менгу-Тимура, русское духовенство и люди, находившиеся под его юрисдикцией, составляли привилегированную группу, и таким образом была заложена основа церковного богатства. Выпустив этот ярлык, Менгу-Тимур следовал традициям Чингисхана и практике наследников Чингиса в Китае, так же, как и другие местные монгольские ханы.515 С этой точки зрения (его ярлык соответствовал основным идеям монгольского правления и был, в принципе, закономерным. В то же время, он явился удачным внешнеполитическим шагом, поскольку обеспечивал, по крайней мере, до определенной степени, лояльность по отношению к хану наиболее образованной социальной группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.



PS: Кстати, о Сарае (Вернадский "Монголы и Русь"):
уже было отмечено, Узбек основал свою столицу в Сарае Берке. Ибн-Батута, который посетил владения Узбека около 1333 г., описывает Сарай, как большой и красивый город с широкими улицами и прекрасными рынками. В нем жило шесть «народов»: монголы, аланы, кипчаки, черкесы, русские и греки — и у каждого был в городе свой район. Для защиты себя и своих товаров иностранные купцы останавливались в особой части города, обнесенной стеной.647 Как и его предшественники,
 

Алекс

Участник форума
Регистрация
31 Янв 2009
Сообщения
5.414
Благодарности
150
Баллы
405
Ну, я и не отрицаю огромного влияния Византии на Россию. В духовной и культурной сфере оно было определяющим. А вот в сфере государственного строительства, я склонен выше оценить влияние Золотой Орды.
С этим не поспоришь - непосредственное влияние "Орды" именно на государственное строительство скорее всего имело место, а как иначе - столько лет "под ордой" звеняюсь за подобное выражение ::) Но не нужно писать всякую ересь некоторым товарищам, что только благодаря и именно татарам Русь в скором времени превратилась в великую империю, это ведь бред честно слово.
PS: Кстати, о Сарае (Вернадский "Монголы и Русь"):
Да мне тоже не понравилось - как изобраили город Сарай в фильме, ну я склонен всё списать на скромный бюджет ::)
 

kraw


Модостроитель
Регистрация
11 Окт 2005
Сообщения
2.095
Благодарности
871
Баллы
295
Я думаю, дело не в бюджете. Просто художественный замысел такой. Я увидел тут противопоставление со степью. Тот же самый Тимер с неохотой едет в Сарай и, когда возвращается в степь, снова "дышит полной грудью".
 

Рипперхед

Участник форума
Регистрация
30 Ноя 2008
Сообщения
13.731
Благодарности
3.531
Баллы
1.305
Кстати мне фильм не понравился. Абсолютно. Во-первых действительно скучный. Нет особого сюжета. Во-вторых на историческую достоверность фильм не претендует вовсе. Ну и в третьих не люблю грязь. А в фильме всё грязью поливается.
 
Сверху Снизу