Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне отклонил иск Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) и таким образом не допустил российских легкоатлетов до участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
Слушания по делу ВФЛА состоялись 19 июля в Женеве, решение объявили в четверг через 48 часов после заседания. Таким образом, в Олимпиаде сможет принять участие только допущенная IAAF ранее прыгунья в длину Дарья Клишина, а 67 остальных легкоатлетов, включая российских звезд - Елену Исинбаеву, Сергея Шубенкова, Марию Кучину и других, пропустят Игры.
Решение суда, как сообщается, было единогласным. Также было объявлено, что решение CAS обязательно для МОК, но российские легкоатлеты в течение 30 дней могут подать апелляцию на решение CAS в Федеральный суд Швейцарии в Лозанне.
В то же время CAS решил, что не в его юрисдикции определять, вправе ли МОК принимать или отказывать выдвижению ОКР легкоатлетов для участия в Олимпийских играх. "Так как МОК не был участником арбитража, CAS решил, что не в его юрисдикции определять, есть ли у МОК полномочия принимать или отклонять заявку ОКР по участию легкоатлетов в Олимпийских играх-2016 в Рио. По той же причине CAS решил, что не в его юрисдикции определять, есть ли у МОК полномочия принимать или отклонять заявку ОКР по выступлению легкоатлетов в Рио как под российским флагом, так и в качестве нейтральных спортсменов", — говорится в релизе.
IAAF полностью поддержала решение CAS. "Мы благодарны, что наши полномочия отстаивать свои правила и антидопинговый кодекс были поддержаны, в то же время это не день для триумфальных заявлений. Я пришел в этот вид спорта не для того, чтобы не дать атлетам выступать. У нашей федерации есть инстинктивное желание принимать в свои ряды, но не исключать из них. Помимо Рио рабочая группа IAAF продолжит работу в России, чтобы создать чистую и безопасную среду для атлетов страны, чтобы федерация и команда смогли вернуться к международным соревнованиям и признанию", - заявил президент организации Себастьян Коу.
"Россия сожалеет о решении суда, отклонившего иск российских легкоатлетов в связи с запретом на их участие в международных соревнованиях, в том числе в Олимпиаде, и проанализирует ситуацию", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Можно однозначно выразить сожаление в связи с этим решением, которое касается всех наших легкоатлетов, потому что тема коллективной ответственности с нашей точки зрения вряд ли может быть приемлемой. Речь идет о легкоатлетах, которые готовились к Олимпиаде, которые не имеют никакого отношения к допингу, никакого отношения к обвинениям или подозрениям, допинг-пробы которых проверялись иностранными антидопинговыми организациями", — добавил Песков.
Президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин заявил журналистам, что решение суда было основано на прецеденте с болгарскими тяжелоатлетами. "Все, что можно было, мы сделали, — сказал Шляхтин. — Вся основа всей ситуации состояла в том, что болгарскую федерацию тяжелой атлетики не допустили, отсюда и основывалось решение CAS, потому что уже было такое решение. На этом была и построена защита IAAF. Такого не было, что было сразу понятно, что не выиграем, аргументы были достаточно весомыми, но были представлены критерии, которые были изменены 17 июня, которые не были изначально представлены ВФЛА в декабре", — добавил Шляхтин.
По мнению почетного президента ОКР Леонида Тягачева, ответственность в данной ситуации лежит на главе ОКР Александре Жукове и министре спорта РФ Виталии Мутко. "Спортсмены не должны вдаваться в политику. Многое должен сделать Виталий Мутко и Александр Жуков, на них висит ответственность вот этих всех дел, связанных с нами. Виталию Мутко надо задуматься, что так дальше нельзя развивать спорт, и отношение к спортсменам и тренерам", - сказал Тягачев.
Вице-спикер Госдумы РФ Игорь Лебедев и вовсе призвал спортивной руководство страны к отставке. "Решение о бойкоте Олимпиады не будет принято. У нас слабовольное спортивное руководство в стране, и мы будем терпеть удары и унижения до последнего момента, когда МОК скажет, что Россия ехать не должна. И тогда, я думаю, будут искать слова оправдания в подобной ситуации, ссылаясь на политику, отношение Запада к нам из-за Украины и так далее. Поводов можно найти миллион. Но надо быть честным и объективным: уйти в отставку и объявить бойкот этой Олимпиаде", - заявил Лебедев.
ОКР также не стал тянуть с официальным заявлением и раскритиковал принятое решение, назвав критерии IAAF дискриминационными по отношению к российским легкоатлетам. "Олимпийский комитет России крайне разочарован решением Спортивного арбитражного суда (CAS) по иску ОКР к Международной ассоциации легкоатлетических федераций, - говорится в заявлении. - Создан опаснейший прецедент, и с этого момента весь спортивный мир будет жить по новым законам. Эти законы ставят право любой спортивной федерации выше права любого "чистого" спортсмена и дают легитимные основания безнаказанно творить произвол по собственному усмотрению".
Одновременно выступил и министр спорта РФ Виталий Мутко, также посетовавший на поведение IAAF, руководство которого, по его мнению, пытается таким образом отвести внимание от своих нарушений. "Мы признаем и уважаем решение CAS, это спортивная инстанция, - сказал Мутко журналистам. - Меня поражает поведение IAAF. Она сама уличена в коррупции, президент организации находится под домашним арестом во Франции, но люди, которые создавали и покрывали систему, продолжают работать. И продолжают, целясь в адрес России, чтобы увести ответственность от себя". Мутко в очередной раз выразил готовность покинуть свой пост, если его вина в скандале будет доказана, и предложил создать совершенно новую антидопинговую систему в мире, которую могла бы профинансировать, в том числе, и Россия. "Надо создать общую антидопинговую систему, а не наказывать какую-то страну. Россия вам поможет, профинансирует, если вы сами не знаете как. Давайте вместе за нее нести ответственность. Разберемся, накажем людей, а потом создадим систему, которая не будет давать сбоев, - сказал Мутко. - Мы открыты, готовы к сотрудничеству. И если комиссией будет доказан факт моего участия в какой-то допинговой системе, меня уже завтра здесь не будет. Не надо будет и в отставку подавать".
В самом конце официальной бумаги с решением CAS по делу российских легкоатлетов шел абзац, в котором все же высказывались сомнения по адекватности критериев IAAF, согласно которым спортсмен должен был доказать, что он тренировался и проходил допинг-контроль за пределами РФ на протяжении долгого времени. Сделать это удалось лишь Клишиной, которая уже давно готовится в США. "Что касается нового правила IAAF 22.1A, комиссия CAS была обеспокоена незамедлительным применением, имеющим обратную силу, правила, введенного IAAF 17 июня 2016 года, согласно которому устанавливаются исключительные критерии допуска до соревнований спортсменов, национальные федерации которых были отстранены, - говорится в релизе. - Так как это правило содержит критерии, которые основаны на предшествующей деятельности (атлетов) в течение длительного периода, то на практике оно не оставляет возможности истцам (российским атлетам) соответствовать этим критериям".