Как-то этот фильм прошел мимо меня, хотя слышала немало хвалебных отзывов. И вот пару дней назад засела за комп и наконец посмотрела. Причем в полной режиссерской версии, где фильм идет аж целых три часа. И не пожалела, наверняка с кучей вырезанных сцен фильм бы выглядел куцо.
Что могу сказать - фильм не зря хвалили, в общем и целом мне он понравился. Смотреть было интересно, героям сопереживаешь, осаду Иерусалима смотришь, затаив дыхание. Прекрасно знаю, что сценарист отнесся к историческим фактам с позиции Дюма: "История - это крючок, на который я вешаю свои романы". Да, существовали в реальности такие личности, как король Балдуин, Саладин, Сибилла и ее маленький сын (тоже Балдуин, кстати), она была женой Ги де Луизиньяна, существовал и Балиан Ибелин, правда, никаким бастардом-кузнецом не был, а был вполне себе законорожденным сыном. Идею же его романтической любви к Сибилле перенесли с его старшего брата. И, конечно, Сибилла после сдачи Иерусалима никуда ни с кем "сажать капусту на фоне пасторальных пейзажей" не уехала, а продолжила борьбу за власть, пока не умерла во время эпидемии тифа в возрасте 30 лет. А своего мужа, кстати, выкупила из плена, так что...
Можно найти неточности в вооружении, которое представляет из себя бурную смесь нескольких веков Крестовых походов, можно придраться к траектории полета некоторых снарядов из баллист и прочим вещам, однако эти неточности совершенно не мешают смотреть фильм и не портят общее впечатление от него.
Соглашусь с постом выше - фильм заставляет о многом задуматься, и отсылка к событиям нашего времени в самом конце, перед титрами, вынуждает взгрустнуть. Столько веков - а люди так и не научились жить в мире даже на отдельно взятом клочке земли. Святая Земля - и из-за нее пролиты реки крови с разных сторон. Грустно. В фильме хорошо отражен вопрос религиозного фанатизма, который не имеет ничего общего с настоящей верой, а является чем-то совершенно противоположным. Также говорится о том, что для многих "святой" поход - лишь прикрытие собственной алчности и жажды власти, что в реальности-то и было.
Немного пробегусь по персонажам.
Балиан. Ну да, можно сказать, что это такой "рыцарь без страха и упрека", романтизированный персонаж, на которого наверняка запали куча юных фанаток. Да, соглашусь, он очень идеальный, хотя тоже не без греха. Он убивает священника, он довольно быстро прекращает страдать по своей жене и бросается в авантюру с замужней (!) женщиной, наконец, его отказ от трона тоже неоднозначен. Да, подло ударить в спину даже такого товарища, как Ги де Луизиньян, однако если бы Балиан на это пошел, то стал бы регентом при маленьком сыне Сибиллы, а когда тот бы умер, а его мать впала в полную депрессию, не позволил бы Ги творить не пойми что и провоцировать Саладина. Подлость на одной чаше весов - и жизни тысяч людей на другой. Выбор непростой, крайне непростой.
Ну и в целом образ Балиана не показался мне эдаким Марти-Стью, хотя его таланты строителя и воина уж слишком быстро прогрессировали, как по мне... В любом случае иногда охота посмотреть на настоящего, достойного мужика, что ж все рыцари должны быть сплошь подлецами и лицемерами? Наверняка были в реале и порядочные.
Орландо Блум заставил меня забыть, что он Орландо Блум, Леголас, Уилл из "Пиратов" и Парис из "Трои". А это значит, что актер справился.
Балдуин. Соглашусь с Альтаиром, трудно оценить актерскую игру того, кто постоянно за маской, но как личность мне он очень понравился. Мудрый правитель, который понимает, что спасение этих земель - только в мирном сосуществовании. Его болезнь, с которой он постоянно борется, делает его образ трагичным, а решение поехать на встречу с Саладином, невзирая на опасность умереть,- сильно поднимает его в глазах зрителя.
Сибилла. Признаться, вначале она меня слегка подбешивала. Еву Грин или не видела в других ролях, или как-то они не запомнились, потому раздражал именно образ, не актерская игра. Собственно, чисто по-женски я ее понимаю: муж - тот еще упырь (по фильму), а рядом такой мужчина - работяга, рыцарь до мозга костей, да еще и красавец. Как не соблазниться? Но всё-таки как-то быстро они сошлись, Балиана я вообще не понимаю: только что страдал по жене, а потом прыг в объятия к другой. Такое ощущение, что ему просто неудобно было ей отказать.
Было бы лучше, покажи режиссер их постепенно сближение. Впрочем, говорят, режиссера и так ругали за слишком растянутый фильм, который сильно ужали, где уж тут еще место для романтики, чай, не мелодрама.
А вот дальше образ Сибиллы мне очень зашел. Ее размолвка с Балианом, потеря сына, превращение в тень самой себя: из шикарной женщины в почти что в монашку - и медленное возвращение к жизни, благодаря участию своего возлюбленного. Конечно, зря сделали так, что Сибилла сама убивает сына, чтобы не мучился, в реальности, насколько мне известно, он просто умер от болезней, т.к. был слабым ребенком, но хотели явно сделать драму и провести параллель с женой Балиана, которая тоже потеряла ребенка и тоже совершила смертный грех - самоубийство, из-за чего, согласно Церкви, должна попасть в Ад. Сибилла же идет в Ад вместо сына, не дав ему мучиться, а Балиан в конце призван не допустить повторения ошибок и вытаскивает любимую из Ада земного, в который она себя загнала. Что ж, я сопереживала персонажам и была рада, когда в конце Сибилла берет его за руку, что означает то, что она переборола свою боль и согласна идти с ним по жизни.
Правда, мне слабо всё же верится в то, что она смогла бы стать скромной женой кузнеца где-то во Франции. Во-первых, ее муж жив, это как она может снова выйти замуж? Или Балиан живет с ней в гражданском браке? В деревне, кстати, где он убил священника. Не, нормально, вернулся, еще какую-то мадам притащил и живет с ней "во грехе". И это в Средние-то века?
Во-вторых, если Балиан может из кузнеца стать лордом, из лорда назад кузнецом, то воспитанная в роскоши знатная дама может ли согласиться на жизнь простой крестьянки? Да, Сибилла из фильма многое пережила, но всё-таки... витает тень сомнения. Да, финал красив, но оставляет ощущение некоторой натянутости.
Тиберий. У него тоже был реальный прототип, только звали его по-другому. Что могу сказать - Джереми Айронс, как всегда, приятно удивил, а персонаж очень понравился. Единственное - не верилось, что он мог бросить Иерусалим, как-то вне характера это.
Готфрид. Отец у Балиана получился колоритный, хотя и появился уж очень ненадолго. Достойный человек, но тоже не без грехов, что делает его очень реалистичным.
Саладин. Враг, показанный очень достойным и очень умным. Собственно, что радует в этом фильме, так это то, что в боях нет типичного противопоставления "хорошие парни - плохие парни". Мы попеременно сопереживаем то христианам, то мусульманам (когда нападают на их караваны), и искренне радуемся, что в конце удалось решить дело хоть каким-то миром. Пусть и временно.
Ги де Лузиньян. Скорее вот это образ "плохого парня". Собственно, антагонист всегда должен быть, и даже хорошо, что им является не кто-то из людей Саладина, а как раз "свой", который губит своих же. Правда, мне показалось всё же нелогичным его упорство сразу же устроить войну с Саладином, рискуя потерять новоприобретенную корону. Но спишем это на то, что от власти у него крышу вообще снесло.
Собственно, повторюсь еще раз: фильм хороший и наверняка пересмотрю его еще не раз, чтобы оценить все режиссерские и сценарные ходы.
Тем, кто еще не смотрел, очень советую - не пожалеете. И смотрите именно в режиссерской версии.