• Уважаемые гости и новички, приветствуем Вас на нашем форуме
    Здесь вы можете найти ответы практически на все свои вопросы о серии игр «Готика» (в том числе различных модах на нее), «Ведьмак», «Ризен», «Древние свитки», «Эра дракона» и о многих других играх. Можете также узнать свежие новости о разработке новых проектов, восхититься творчеством наших форумчан, либо самим показать, что вы умеете. Ну и наконец, можете обсудить общие увлечения или просто весело пообщаться с посетителями «Таверны».

    Чтобы получить возможность писать на форуме, оставьте сообщение в этой теме.
    Удачи!

Детектив Брэтт Холлидэй

Iris Heart

Почетный форумчанин
Регистрация
17 Сен 2008
Сообщения
10.634
Благодарности
2.512
Баллы
965
mkshane5.jpg mkshane4.jpg

Брэтт Холлидэй (настоящее имя Дэвис Дрэссер) - американский писатель детективов в жанре "хардбойл" и "нуар". Стал широко известен благодаря длиннющей серии рассказов про приключения частого сыщика Майка Шэйна (около 80-и книг, на русский язык переведено чуть больше 30-и).

Холлидэя открыла для себя в феврале этого года, хотя давно знала про его серию, но руки не доходили. На сегодняшний день прочитала 16 рассказов, осталось еще примерно столько же. Что хочу отметить и почему мне понравился Холлидэй:

- Никогда не любила Кристи, уж не знаю почему, были неинтересны фильмы про Пуаро и Марпл, какую-то из книг пробовала читать, бросила. Может мне не нравятся престарелые главные герои или конкретно эти два ее персонажа. Насчет Шерлока - честно, до сих пор не читала Дойла, видела два советских фильма про него и они мне не понравились. Может быть книги интереснее, а может просто временной период 19-века мне не очень заходит. Попробую в ближайшие год-два таки глянуть на Дойла, но не уверена что понравится.

- Читала Брауна и Чейза, у первого штук десять рассказов, у второго тридцать. Скажу так, мне не очень симпатична идея множества сюжетов в которых каждый раз разные герои и разные места действия. Может и написано интересно, но за один короткий рассказ не сближаешься с персонажами. + Не очень люблю когда повествование пишется от первого лица. Браун частенько уходит в чернуху, любит мочить кучу людей за один рассказ, пестрит грубыми диалогами, однако с интригой и детективностью у него бывает скудно. А у Чейза в последнем прочитанном мною рассказе мужик превратился в колбасу, которую съела собака.... -_-

- Не люблю кози стори, или как его у нас переводят - уютные детективчики. Это вот то что пишет Донцова или как сериал "Она написала убийство". На главных ролях дилетанты, которым очень везет и у которых куча связей, при этом неуместный юмор, еще вокруг вечно маячат какие-нибудь дети, родственники. Чтиво для домохозяек, ну или чтиво для вагона в поезде, я склоняюсь ко второму варианту. =)

- Холлидэй пишет в жанре "хард бойлед" (крутой детектив), но немного отличается от того же Брауна или Чандлера, Его рассказы подаются в такой приятной нуарной стилистике, сам сеттинг и персонажи - это вот мужики в плащах и шляпах, постоянно курящие и пьющие, роковые женщины, тоже постоянно курящие и пьющие, лакированные старые машины, револьверы и тяжелая атмосфера 30-40-ых годов.
Почти во всех романах Холлидэя всегда один главный герой - частный сыщик Майк Шэйн, образ у него запоминающийся. Высоченный такой детина с рыжей шевелюрой, помимо своего остроумия не брезгующий применять давление и даже грубую силу. Имеющий любопытный характер и ряд вредных привычек. Как бы я не любила лейтенанта Коломбо из сериала, но он ведет только интеллектуальную работу и словесные дуэли, не может в экшен и действие. А Шэйн - может. Он может постоять за себя и при необходимости настучать врагу по голове. Он любит рисковать и подвергать свою жизнь опасности. Он любит вламываться куда нельзя и хватать кого-нибудь из подозреваемых за воротник, выкрикивая "Где детонатор?!!". Тем интереснее, что далеко не всегда это работает, и автор подставляет морально устойчивых персонажей, не ведущихся на провокации, которые умудряются даже затроллить Шейна и заставить его уйти ни с чем.
Шэйн не великий гений и точно не Шерлок, но у него есть за плечами солидный опыт работы, умение понимать людей и обстановку, анализировать полученную информацию. Он редко делает предположения и догадки, и чаще полагается на факты и информацию которой владеет, приходя через нее к выводам и раскрытию преступления. По натуре он скорее не сдающийся отчаянный авантюрист. А еще он сам любит троллить некоторых подозреваемых и своего потенциального соперника - полицейского Пэйнтера, они друг друга терпеть не могут.

- Обычно Шэйн получает того или иного рода заказ и начинает искать улики или подкатывать к подозреваемым. В некоторых случаях он преступает закон и даже фабрикует улики, чтобы временно направить полицию по ложному следу, а иной раз и вовсе может укрыть у себя преступника и подыграть ему для того, чтобы полностью раскрыть дело или вывести на чистую воду целую банду. На такие случаи Холлидэй использует Уилла Джентри, шефа полиции Майами, старого друга Шэйна, который тоже участвует в некоторых расследованиях и прикрывает маленькие нарушения Шэйна. Иногда помогает ему с нахождением улик. Можно сказать что читерский персонаж, но для меня это не критично, по моему ни один частный сыщик не сможет работать без связей в полиции.
Шэйн всегда старается не только поймать преступника, но и заработать на выполнении контракта тем или иным способом, да, он малость эгоистичный и хитрый, но справедливый. Попавшим в беду людям он старается помочь не из жажды наживы, а потому что действительно хочет помочь. Собирательный романтизированный образ, немного напоминающий тех же известных детективов от Хэммета и Чандлера, но доля своей харизмы у Шэйна всё таки есть.

- Романы Холлидэя про Шейна на удивление разнообразны, в них всегда происходят необычные события и преступления. Некоторые сводятся целиком к расследованию одного убийства, в других же может всплыть куча трупов. Здесь есть всякие заговоры, предательства, любят пострелять, и это круто, когда в голове представляешь всех этих суровых людей в шляпах и плащах, тайком вытаскивающих револьверы. Однако никаких брутальных и массовых перестрелок и погонь я до сих пор не видела, всё решают револьверами или ножами, это специфичный нуарный хардбойл, в зависимости от рассказа Холлидэй двигает эти планки то выше, то ниже.

- Многосерийность сближает нас с персонажами и для меня это важно, за это я и любила Коломбо. Привыкаешь к героям, их характерам и привычкам. Как правило одно место действия - Майами, изредка Шэйн выбирается за его пределы. Имея одного стабильного персонажа вы стараетесь предугадать его действия и раскрыть сюжет. Пару раз мне удавалось самой вычислить преступника до того как рассказ закончится. Ну, за это и любишь детективы =)
Однако со временем это становится и заметным недостатком. Шэйн главный герой, и из некоторых передряг он только за счет этого и спасается. Какие-то преступники раскрываются ему потому что он ГГ, кто-то не может убить его в очевидной ситуации, но к счастью такие случаи бывают редко, Шэйн неоднократно получает увечья и ранения, а иногда из-за его ошибок гибнут люди, это добавляет остроты и сопереживания герою.

- Как и во множестве детективных романов того времени женщины у Холлидэя невероятно стереотипны, в современности таких почти нет, и мне иногда слишком смешно становится с их поведения. =) Все они находятся только на второстепенных ролях. В некоторых случаях выступают подельницами, соучастницами, ну и как правило клиентками или жертвами. И если они пытаются залезть Шэйну в штаны или поплакаться ему в рубашку - это в 9 из 10 случаев обманщицы и соучастницы, при этом давить на жалость стараются вообще почти все. Как убедить незнакомого мужчину тебе помочь? Ну очевидно что либо начать тереться об него, либо жалобно сидеть и плакать, вот такая вот забавная логика, третьего не дано =)) Только в одном рассказе мне попалась относительно умная и хладнокровная женщина, но я прочитала их всего 16, а Холлидэй написал под 80. Впрочем сороковым годам это можно простить, да и специфика жанра обязывает. =)

Сделав небольшой сюжетный спойлер добавлю за что Холлидэй мне понравился еще больше и почему продолжаю его читать:
- В самой первой книге Шэйн помогает молодой девушке по имени Филлис и они влюбляются друг в друга. В третьей книге - играют свадьбу. После десятой Филлис убивают, что сильно меняет и самого Шэйна и колорит всех дальнейших рассказов.

Первые десять рассказов не просто интересны, они имеют своеобразную атмосферу добавления романтики в самом начале, а потом - комедийности. И через эти рассказы читатель понимает, насколько тяжело становится Шэйну после заключения брака, хотя свою жену он очень любит. При этом он частный детектив-авантюрист, постоянно рискующий жизнью. Куда бы он ни поехал и за что бы ни взялся, с третьей книги ему приходится думать о жене и о ее безопасности. Филлис отличный персонаж, как по мне, но она очень молодая девчонка и постоянно лезет помогать мужу, порой именно она влипает в неприятности и Шэйну приходится ее спасать. Мне нравилось следить за их приключениями, но даже я понимала, насколько Филлис ограничивает Шэйна, каким он был в первых двух книгах, и насколько ситуация с браком ограничивает самого писателя Холлидэя. Ограничивает в возможностях, не давая выйти за определенные рамки. В отличие от Коломбо, жену которого нам никогда не показывают, Филлис задается постоянной спутницей и как не трудно догадаться, ее постоянное присутствие меняет атмосферу.

И вот после десятой книги ее убирают. Убирают, как это тогда часто бывало, за кадром. И это сурово так меняет восприятие читателя. Примерно следующие пять книг Шэйн испытывает опустошение и одиночество, у него там щека дергаться начинает при каждом упоминании имени жены. Пытается сменить обстановку, куда-то переезжает. Но как ни крути, а жить и работать надо дальше.
И при всех последующих попытках других женщин заигрывать с Шэйном можно понять что он испытывает, когда он пообещал себе что никогда больше не будет влюбляться и ему приходится себя постоянно сдерживать, не давая волю чувствам. Это то меня и удивило больше всего - при наличии нуара сороковых и большого числа падших роковых женщин Шэйн ни с кем не занимается сексом, по крайней мере в первых 16-и книгах. Секс у него был только с девушкой в которую он к своему несчастью влюбился, а потом потерял. Такой вот ноткой грусти теперь персонаж будет наделен всегда, и это чувствуется.
------------------------------------------------------------------------

Походу первый раз отмечаюсь в книжном разделе, да еще с такой странной темой. =) Ну, я никогда не была сильна в классике и серьезной литературе. Во многом увлечения моих родителей передались и мне - у мамы стояла целая коллекция книг Стивена Кинга и прочей мистики, а папа и бабушка обожали читать детективы. Где-то с пяти лет я смотрела по ящику показываемые тогда телесериалы Коломбо и Секретные материалы, и они мне чертовски нравились, хотя в силу возраста было трудно что-то понимать. Примерно с пятого класса я начала собирать собственную коллекцию - это были книги из серии Черный котенок про детективные приключения школьников, у меня было целых 16 штук. Попутно я собирала коллекцию из серии "Ужастики" от Р.Л. Стайна, к десятому классу насобирав их кажется аж больше тридцати. В общем, детективами и всякой мистикой я увлекаюсь ничуть не меньше чем играми и аниме.

Конечно в 2020 году говорить о том что ты читаешь детективы сороковых это наверное даже как прикол не поймут и пальцем у виска покрутят. =) Но по моему скромному мнению жанр детектива умер к концу двадцатого века, и в нем сейчас читать нечего, он полностью извращен и искорежен сериальчиками про ментов, бессмысленным криминалом или уютными расследованиями какой-нибудь тёти вместе с семьей. "Хард бойлед" умер точно, вместе с тем временем и той эпохой, которая сейчас неуместна и многим скорее всего совершенно неинтересна. Да и классических следователей типа Коломбо люди уже вряд ли оценят. =)

Не знаю напишу ли я такую же статью про Чандлера, Макдональда и Спиллейна. Про них мне тоже есть что рассказать, да и Чейза так просто не обойти. Пока что просто захотелось написать про то что я сейчас читаю. =)
 
Сверху Снизу