Phantom95
Участник форума
- Регистрация
- 31 Июл 2014
- Сообщения
- 2.227
- Благодарности
- 1.910
- Баллы
- 370
Атмосфера, свобода, готика.
Автор: McSimИсточник: DTF.RU - Статьи
На прилавках немецких, австрийских и швейцарских магазинов трехмерная RPG Gothic появилась еще в середине марта и сразу начала свое триумфальное шествие по немецко-говорящей части мира. За несколько месяцев эта игра собрала обильный урожай наград и высших оценок игровых журналов (опять же, германоязычных). Однако почему так задержался мировой релиз (читай: выход на английском языке)? Может быть, за право переводить и издавать эту мрачную ролевую игру ее владельцы, ободренные хорошим приемом, запрашивали слишком больших денег? Впрочем, теперь это неважно, поскольку консенсус найден, и "Готика" уже подбирается к англоязычной части Европы и Америки. А в авангарде движется пресс-версия, показанная на выставке ECTS 2001. Она, кстати, была распространена только среди журналистов, но при этом ее вероломно выложил для всеобщего скачивания один чешский сайт. Правда, по ультимативным требованиям издателя пресс-версия была снята со всех западных "зеркал". К счастью, вместе с кипой материалов, привезенных с ECTS, была найдена и копия пресс-версии Gothic. Сейчас она уже отыграна вдоль и поперек. Впечатлений масса, и я попытаюсь их структурировать, чтобы разобраться, действительно ли игра так хороша, как об этом галдят немцы, и стоит ли вообще ждать ее появления в наших магазинах. К тому же игра давно готова, и изменений в финальной английской версии по сравнению с демкой не будет. Поэтому все нижеследующее можно рассматривать не как превью, а как демо-обзор ;-)
Итак, Gothic - трехмерная экшен-RPG с видом от третьего лица. Действие разворачивается в мрачном псевдосредневековом мире, где люди подверглись вероломному нападению орков. Орда мерзких тварей, сметая все на своем пути, захватывает все новые и новые территории, и люди не в силах сдерживать наступление. Но любая война ведется не столько на полях сражений, сколько в тылу, где в буквальном смысле слова выковывается победа. Человеческой армии требуется огромное количество оружия и амуниции, поэтому всех преступников, независимо от тяжести правонарушения, согнали в трудовую колонию добывать железо и производить для армии все необходимое. А чтобы исключить возможность побега, Король повелел огородить "криминальную шахту" магическим барьером, который бы пропускал все живое внутрь, но никого не выпускал обратно. Для выполнения этой миссии собрались 12 лучших магов королевства и общими усилиями соорудили купол, который накрыл все шахты, кузницы, заключенных и их охранников. Правда, чародеи немного перестарались, и купол накрыл гораздо большую территорию, чем планировалось - даже сами маги оказались в ловушке, запертые собственным заклинанием. Оказавшись отрезанной от внешнего мира, малочисленная охрана не смогла справиться с осужденными головорезами и была перебита. Заключенные установили контроль над территорией внутри купола, уничтожив всех несогласных. Таким образом, регулярная армия оказалась отрезанной от своей главной базы снабжения, и Королю пришлось заключить с преступниками сделку: шахты продолжали снабжать армию оружием, а в обмен получали еду и все необходимое (включая даже женщин).Игрок выступает в роли нового заключенного, обреченного на вечное (так, во всяком случае, думают судьи) пребывание внутри купола. Конвой грубо вталкивает героя внутрь, при прохождении барьера тот теряет сознание и бухается в озеро. Из воды несчастного вылавливает толпа каких-то подозрительных личностей, и со словами "добро пожаловать в тюрьму" вновь прибывший получает по лицу. Вновь придя в себя, наш герой видит первого дружелюбного человека - воина по имени Диего, который… Впрочем, это уже не предыстория и не вступительное видео, а начало собственно игры, сюжет которой настолько же запутан, насколько интересен, а потому его пересказ абсолютно лишен смысла.
Как только заканчивается красивая заставка (правда, ее перевести не удосужились, а потому знание немецкого языка желательно), в глаза бросаются два негативных момента. Во-первых, графика "Готики" не так великолепна, как об этом рассказывали разработчики. Все модели персонажей очень угловаты и похожи друг на друга, хотя впечатление и скрашивает тот факт, что все то, что вы наденете на своего персонажа, тут же отразится на его внешнем виде. То же самое относится и к NPC, поэтому, увидев кого-нибудь, еще издалека можно определить, какая на нем надета броня и чем ваш потенциальный противник вооружен. В игре доступен только вид от третьего лица, а камера надежно закреплена за героем, поэтому своего "аватара" можно наблюдать исключительно со спины. Зато все остальные персонажи изрядно попортят ваше эстетическое чувство своими постными рожами, как будто грубо вырезанными из камня (не спасают даже попытки движка пародировать человеческую мимику). Правда, анимация в игре сделана вполне на уровне. Все и вся движется плавно и естественно - это касается и ходьбы, и бега, и плаванья, и лазанья по горам, и движений во время многочисленных боев. В общем, графику нельзя назвать великолепной, но, привыкнув, можно найти в ней свои прелести, к тому же она прекрасно выполняет главную свою роль - создает мрачную средневековую, даже "готическую" атмосферу. К тому же движок позволяет немножко побаловаться с масштабом, и, удалив камеру на максимальное расстояние, можно вполне спокойно смотреть на героя и окружающий его мир.
Кроме не самой лучшей трехмерной графики (да она, по большому счету ролевой игре вовсе и не нужна), первое впечатление от "Готики" может испортить интерфейс. Ни понятие "user-friendly", ни слово "интуитивный" к этому интерфейсу не подходят абсолютно. Ваш герой может находиться в двух режимах: мирном и боевом, и с обоими придется разбираться отдельно. Взять, к примеру, инвентарь - как такового окна "инвентори" в игре нет. При нажатии кнопки "Tab" справа выдвигается тонкая вертикальная полоска, изображающая все вещи персонажа. Причем полоска эта показывает предметы определенной категории: оружие, броню, артефакты и прочее. Чтобы попасть в другую категорию, необходимо несколько раз нажать курсорную стрелку. Передвигаться по инвентарю вверх-вниз можно также стрелками. При этом, чтобы использовать предмет (например, повесить меч на пояс, чтобы выхватить при случае) нужно, удерживая кнопку "мыши", нажать стрелку вверх; чтобы что-то выбросить, необходимо, удерживая кнопку мыши, нажать стрелку вниз. Если же вы занимаетесь мародерством или, не дай бог, торгуете с NPC, то система становится еще сложнее. С боевым режимом тоже не все так просто - рванув с пояса меч, или выставив вперед кулаки, герой замрет в ожидании. А ждет он того, что вы, опять же удерживая левую клавишу "мыши", будете орудовать курсорными стрелками, которые отвечают за три вида ударов и один блок. Надо сказать, что всего вариантов атаки противника в "Готике" далеко не три - их намного больше, но выучить их можно только у NPC. К примеру, первый урок, который вам даст персонаж, заведующий гладиаторскими боями, таков: держи легкий меч одной рукой - тогда удары будут быстрее, точнее и изящнее. Получив этот урок, ваш герой станет держать меч в одной руке (первоначально он любое орудие хватает двумя) и, действительно, начинает атаковать быстрее и точнее.Однако все вышеописанное не является в полной мере недостатками "Готики". Это, как говорится, не "баг", а "фича" - это специфика именно этой игры, и через некоторое время, разобравшись в подобном интерфейсе, привыкаешь к нему и понимаешь, что он по-своему удобен. Просто такая система резко отличается от того, к чему мы привыкли. К тому же, некоторые элементы интерфейса позаимствованы с приставок, другие - из не очень успешных проектов. Например, очень похожий боевой интерфейс был реализован в дилогии Ecstatica.
Таким образом, можно заключить, что даже те немногие недостатки, которыми обладает Gothic, в полной мере таковыми не являются. Так что теперь с чистой совестью можно приступать к самому приятному - к неоспоримым достоинствам игры.
Начнем с ролевой системы, которая для RPG является, пожалуй, самой важной частью. Базовых характеристик у главного героя "Готики" всего две: сила и ловкость. В дополнение к ним идут показатели здоровья и маны, а все остальное полностью зависит от игрока. Развитие героя происходит с помощью приобретения и совершенствования навыков, поделенных на три группы: боевые (владение разными видами оружия), воровские (взлом и воровство) и магические. Все эти навыки варьируются от емкого слова "нихт" до 100%. Классов в игре нет - игрок может превратить своего персонажа в брутального воина, проворного вора или могущественного мага прямо по ходу действия. Для этого надо всего лишь "прокачивать" соответствующие навыки. Причем приобретение навыков в "Готике" реализовано по схеме, встречающейся в CRPG нечасто - за каждый уровень персонаж получает определенное количество "очков навыков" (skill points), но собственноручно распределить их по графам нельзя. Чтобы получить новое умение или улучшить старое, необходимо найти Учителя и убедить его вас натренировать. Обычно, кроме skill points, тренеров приходится щедро одаривать деньгами, ценностями и мелкими услугами.
Но самым, пожалуй, важным аспектом ролевой игры является степень свободы во взаимодействии персонажа с окружающим его виртуальным миром, то есть - что этот мир может позволить герою, и как он потом отреагирует на его действия. Это именно тот аспект, который делает RPG собственно ролевой игрой - это то, что помогает погрузиться в вымышленные обстоятельства и отыгрывать свою роль. С этим у Gothic проблем нет, разработчики прямо так и заявляют: "вы можете сделать абсолютно все, но потом сами будете отвечать за последствия". Согласитесь, это заявка на предоставление игроку полной (насколько это возможно в игре, а тем более - в компьютерной) свободы действий. И разработчики во многом справились с взятыми на себя обязательствами, поскольку ощущением свободы пронизан весь игровой процесс. Когда пытаешься ухватить это ощущение за хвост и разложить на составляющие, то получается следующее: во-первых, система квестов предоставит вам множество самых разнообразных заданий, каждое из которых можно решить разными путями (хотя этим нас уже давно не удивишь). Во-вторых, игрок почти не чувствует ограничений в своих передвижениях (кроме ограничений, накладываемых магическим куполом и табличками с надписью "территория демо-версии кончилась"). Почти на любую горку можно вскарабкаться, перелезть через любое нагромождение предметов, переплыть любой водоем и залезть на любую более-менее горизонтальную поверхность (на крышу, например). При этом разработчики позаботились и о таких, в общем-то, ненужных мелочах, как, например, подводные гроты, соединяющие разные рукава небольшой речушки. Мир Gothic поистине огромен, но вы не встретите ни одного окна загрузки, поскольку даже "локаций" как таковых нет - мир огромен, един и неделим, что создает неповторимую атмосферу присутствия.
Этой же атмосферности способствует обилие всевозможных кошмарных монстров, населяющих подкупольный мирок. Тут вам и некое подобие агрессивных страусов, и пчелоподобные существа с опасными жалами, и огромные ящерицы. Кстати, каждый поверженный монстр, кроме определенного количества экспы и чувства морального удовлетворения, щедро одарит героя всякими нужными предметами. Нет, из волка не выпадет горсть золотых монет и в его утробе вы не найдете уникальный меч, но вот несколько кусков питательного мяса от туши монстра отрезать можно. К тому же, обучившись специальным навыкам, можно будет выдергивать из пасти добычи клыки и сдирать с монстров шкуру. И то, и другое можно потом продать торговцам в любом населенном пункте. Надо сказать также, что разношерстная агрессивная живность нападает довольно неглупо. Характер AI напрямую зависит от конкретного типа монстра: одни тупо нападают в лоб, другие пытаются окружить и напасть одновременно со всех сторон, третьи любят подкараулить и напасть со спины. Еще более умно действуют NPC, которых в игре просто нереальное количество - около 500 индивидов. Каждый из них живет своей жизнью и занимается своими делами - ест, спит, несет службу, громко общается с сослуживцами (правда, пока по-немецки) и чутко реагирует на поведение главного героя. Стоит только переступить порог чужого дома, как хозяин для начала окрикнет вас, потом обнажит оружие, а если вы так и не уберетесь восвояси, то дело дойдет до драки. А уж бой с NPC - это отдельная песня. Такое лично я вижу впервые: вышибив из вас спесь и избив до полусмерти, противник оставит вас полуживого корчиться на земле, проинспектирует ваши карманы, выпьет над вашим телом за ваше же здоровье и побредет по своим делам. А вы на карачках отползете в темный угол, чтобы там подлечиться, и будете вынашивать планы кровавого мщения. Акт возмездия, кстати, вполне осуществим. Для этого необходимо всего лишь выловить обидчика в укромном уголке (чтобы охрана не видела) и забить до полусмерти. Поверженного врага можно беспрепятственно обокрасть, а для самых кровожадных есть возможность добить противника: персонаж придавливает жертву ногой и втыкает меч прямо в грудь. Все вокруг кричат "Не надо!", кровь брызжет во все стороны, а вы чувствуете себя убийцей безоружного… Очень гадко, но ОЧЕНЬ атмосферно.Больше, пожалуй, ни о чем говорить и не стоит, поскольку два главных определения, которых по праву заслуживает "Готика", уже названы - это атмосферность и свобода. А остальное уже неважно - перед нами отличная ролевая игра, погружающая в свой огромный "взаправдашний" мир. В этом мире безумно интересно жить, общаться с населяющими его людьми, решать головоломки, выполнять квесты и драться, драться много и со смаком. Просто отлично, что эта великолепная игра, обласканная на родине, вскоре выйдет и во всем остальном мире. Хороших RPG сейчас выходит очень мало, но Gothic наверняка займет достойное место в CD-приводах и сердцах геймеров.