- Регистрация
- 30 Ноя 2008
- Сообщения
- 13.734
- Благодарности
- 3.537
- Баллы
- 1.305
Обзор настольных ролевых игр от дилетанта
Посмотрел я на своё расписание. Врачи, работа, домашние заботы, и целая куча игр в НРИ. Нет, серьёзно, у меня четыре действующих персонажа в DnD 5, и действующий (но пока не активный по причине перерыва) персонаж в Warhammer 40k Dark Heresy. Мог ли я хотя бы года три назад подумать о том, что буду играть в настолки? Вряд ли. Я боялся их как огня. Ведь там кубики, формулы, циферы, и цельный рулбук. Фу, какая гадость! Но я позволил себя заманить в это безобразие, проникся, и сейчас пишу статью о том, что не всегда то что выглядит страшным таковым и является. То есть маленький обзор дилетанта на то, что такое НРИ, и почему в них стоит играть.
Что такое НРИ
НРИ - настольная ролевая игра. Чаще живого взаимодействия. В игре обязательно есть один ведущий и несколько игроков. Ведущий подаёт сюжет, описывает мир, отыгрывает НПЦ и выдаёт поощрения или наказания персонажам игроков, отмечая их прогресс. А также устанавливает для персонажей сложность выполнения тех или иных важных действий. Игроки играю выбранные ими роли. Что-то сродни актёрской игре, регулируемой сводом правил той или иной игровой системы. Персонажи мало чем ограничены. Перед ними ставиться цель, а способы выполнения игроки выбирают самостоятельно, описывая действия протагонистов, периодически определяя успех того или иного сложного действия броском кубика. В хорошей игре соблюдается баланс между бросками и живым отыгрышем. Но всегда есть игры, которые мастер может превратить в бесконечный поток кубических бросков, или сделать упор исключительно на живой отыгрыш.
Что такое ролевая система
Безусловно, мастер может самостоятельно определять насколько успешен бросок кубика, опираясь на собственное ИМХО. Но это мастерский произвол, и в нём всегда возникает вопрос объективности и честности принятого мастером решения. Для того, что бы этого избежать, существует ряд игровых систем. Это свод описаний, который говорит как сгенерировать персонажа, какие навыки и на каком уровне ему доступны, какие действия в свой ход может выполнять персонаж игрока, а также правила определения, кто прав при прочих равных условиях. Безусловно, системы не лишены минусов, но большую часть спорных вопросов регулируют.
Существует множество мифов, что НРИ - это кубики и формулы высшей математики, без которых персонаж даже чихнуть не может. Но нет, этот миф правдоподобен, только если мастер упорот. У нормальных мастеров соблюдается баланс между отыгрышем и бросками. Никогда на элементарное действие, которое не повлечёт за собой сюжетную сцену, не будет делаться проверка успешности его выполнения. А авторы ролевых систем стараются делать их проще и юзабельнее для обычных игроков. Даже в такой сложной системе как Dark Heresy есть место интересному отыгрышу, не ограниченному бросками. Также не обязательно зубрить томик книги игрока наизусть, а потом бросаться за изучение всех дополнений сразу. Просто всегда держите книгу под рукой, что бы в нужный момент иметь возможность к ней обратиться. Полный свод правил зачастую не знает даже сам мастер. А игра не предназначена для зубрёжки, она предназначена в первую очередь для коллективного отдыха.
Существует множество мифов, что НРИ - это кубики и формулы высшей математики, без которых персонаж даже чихнуть не может. Но нет, этот миф правдоподобен, только если мастер упорот. У нормальных мастеров соблюдается баланс между отыгрышем и бросками. Никогда на элементарное действие, которое не повлечёт за собой сюжетную сцену, не будет делаться проверка успешности его выполнения. А авторы ролевых систем стараются делать их проще и юзабельнее для обычных игроков. Даже в такой сложной системе как Dark Heresy есть место интересному отыгрышу, не ограниченному бросками. Также не обязательно зубрить томик книги игрока наизусть, а потом бросаться за изучение всех дополнений сразу. Просто всегда держите книгу под рукой, что бы в нужный момент иметь возможность к ней обратиться. Полный свод правил зачастую не знает даже сам мастер. А игра не предназначена для зубрёжки, она предназначена в первую очередь для коллективного отдыха.
Что такое дайсы
Чаще всего для определения успеха того или иного действия используются дайсы. Дайсы - это такие кубики с разным количеством граней. Dice и переводиться как "Игральная кость". Если вы видите что надо бросить 2d20 (в некоторых локализациях система 2к20), то это обозначает, что нужно кинуть 2 кубика с количеством граней, равном 20. Что бы уменьшить влияние святого рандома, к результатам броска добавляются модификаторы в виде уровня навыка вашего персонажа. В зависимости от того, насколько результат вашего броска при учёте модификаторов превосходит или уступает сложности проверки, мастер решает какие будут последствия для вашего персонажа. При выпадении максимально возможного числа на кубике, например, в системе DnD ваш персонаж, даже если его действия кажутся обречёнными на провал, случится маленькое чудо и он выпутается даже из сложной ситуации.
В чём цель игры
Получить удовольствие. Ощутить себя тем, кем вы не сможете в реальной жизни. Да, у настольных ролевых нет конкретной цели и единого сценария. Что и делает их настолько интересными и реиграбельными.
Что нужно для игры
Немногое. Только грамотный мастер игры, и несколько друзей, которые составят вам компанию. Также ручка, бумага для ведения записей. И книга игрока по той системе, в которую вам предстоит играть. Желательно обзавестись набором дайсов, но возможно ими поделятся ваши сопартийцы или мастер. В условиях самоизоляции можно найти игроков и мастера в интернете и играть через zoom или discord. А кубики бросать и вести чар-листы персонажа через специализированные ролевые сервисы вроде roll20.net. Из цифровых сервисов вам также помогут в этом деле Tabletop Simulator или TaleSpire.
Влияние человека
НРИ - в первую очередь игра, которая требует взаимодействия с другими людьми. А человеческий фактор непредсказуем. Попав в игру, вы можете по её окончании всю жизнь вспоминать её как самую интересное занятие в жизни. А можете отплеваться и уйти после первой же сессии. Однако не стоит бросать после первой же неудачной игры. Подумайте, что именно вам не понравилось. Поиграйте у разных мастеров в разных компаниях. Интернет позволяет легко это делать.
Однако, если вы одиночка по жизни, у вас нет друзей или они считают подобное развлечение чем то глупым, поищите в своём городе ролевой клуб, или отделение HobbyGames. Зачастую там собираются люди, которые смогут помочь вам вовлечься в процесс и проведут для вас обучение. Не всегда это делается бесплатно, но те суммы что слышал лично я очень даже демократичные.
Однако, если вы одиночка по жизни, у вас нет друзей или они считают подобное развлечение чем то глупым, поищите в своём городе ролевой клуб, или отделение HobbyGames. Зачастую там собираются люди, которые смогут помочь вам вовлечься в процесс и проведут для вас обучение. Не всегда это делается бесплатно, но те суммы что слышал лично я очень даже демократичные.
Почему стоит поиграть
Настолки в своё время дали жизнь многим компьютерным играм. Baldur's Gate и Newervinter Night's происходят в мирах Dungeon & Dragons. Вселенная Warhammer дала несколько частей серии Total War, отдельную серию стратегий Dawn of War и ещё примерно полсотни игр разных направлений и жанров. В мире, описываемой настольной системой, живёт далеко не безызвестная Vampire The Masquerade. Например недавно вышедшей российской игре Pathfinder, чья одноимённая система основывается на третьей редакции DnD. Да и не так давно вышедший Киберпанк 2077 основан на настольной системе, перевыпущенной в версии Cyberpunk Red. Да даже по Ведьмаку выпустили настолку. Так почему бы не вернуться к корням и не посмотреть на то, что дало жизнь любимым сегодня видеоиграм?
Настолки - это время в тёплой компании друзей и единомышленников, которое улучшит ваши социальные навыки и позволит отвлечься от рутинной реальности, задействовав всю вашу изобретательность. Кроме того прокачает ваши навыки работы в команде и научит смотреть на проблемы шире, позволив искать более эффективные подходы для их решения. При этом не потребует от вас каких-либо невообразимых усилий или денежных вложений. Иммерсивность (степень погружения) у НРИ намного выше, чем у компьютерных ролевых. Тем более, что вы ограничены лишь собственной фантазией при прохождении подготовленного вам мастером сюжета. Они не лучше и не хуже компьютерных игр. Они другие, и это сильно разнообразит ваш игровой опыт, позволив окунуться в миры не ограниченные возможностями вашего компьютера и жадностью игровых разработчиков. Это чистое удовольствие, которым не нужно пренебрегать.
Настолки - это время в тёплой компании друзей и единомышленников, которое улучшит ваши социальные навыки и позволит отвлечься от рутинной реальности, задействовав всю вашу изобретательность. Кроме того прокачает ваши навыки работы в команде и научит смотреть на проблемы шире, позволив искать более эффективные подходы для их решения. При этом не потребует от вас каких-либо невообразимых усилий или денежных вложений. Иммерсивность (степень погружения) у НРИ намного выше, чем у компьютерных ролевых. Тем более, что вы ограничены лишь собственной фантазией при прохождении подготовленного вам мастером сюжета. Они не лучше и не хуже компьютерных игр. Они другие, и это сильно разнообразит ваш игровой опыт, позволив окунуться в миры не ограниченные возможностями вашего компьютера и жадностью игровых разработчиков. Это чистое удовольствие, которым не нужно пренебрегать.
Влияние на культуру
Вин Дизель, Квентин Тарантино, Робин Уильямс, Вуди Харрельсон - мы все знаем эти имена. И все эти люди увлекаются игрой в настолки. Не верите? Сами в этом убедитесь на маленьком наглядном примере.
Да, многие известные взрослые люди любят такое развлечение. В последние годы оно набирает обороты и распространяется в ютубе. Например русскоязычный сегмент видеоплатформы в качестве известного мне яркого примера, подтолкнувшего меня вписаться в это развлечение, имеет такого представителя как Pandhammer, специализирующегося на проведении игр по Dark Heresy и Rouge Trader. За рубежом популярен Critical Role, один из наиболее известных проектов по DnD в мире. Немного менее популярен, но от этого не менее хорош - австралийский веб сериал 1 for All, повествующий о сложностях проведения игр в DnD. К просмотру настоятельно рекомендую.
И напоследок, пример косвенный и не подтверждённый, отсылка на настольные игры содержится в названии шведской студии EA DICE, разработавшей игровой движок Frostbite и принимавшая участие в разработки игр серии Battlefield.
С чего начать
Настольных систем и их редакций к нашему времени накопилось очень много. Я знаком только с двумя. И из личного опыта я бы рекомендовал начать с DnD 5-й редакции. Она простая для понимания, переведена на русский язык, и мастера найти проще. Как минимум, на нашем форуме познакомить вас с системой и поводить по вымышленным мирам вас сможет Phoenix NewDragon. Я сам вожусь у него, и не имею претензий ни к работе мастера, ни к команде игроков.
Дерзайте и присоединяйтесь. Кто знает, может это занятие увлечёт вас на всю жизнь, открыв двери новым мирам, приключениям и впечатлениям.
Дерзайте и присоединяйтесь. Кто знает, может это занятие увлечёт вас на всю жизнь, открыв двери новым мирам, приключениям и впечатлениям.