Сразу предупреждаю, что дальше в посте будут спойлеры.
Прошел "Арканию" . Основную игру и дополнение "Падение Сетаррифа". Собственно, дополнение здесь - это окончание сюжета, без него история получается оборванной, а основная игра заканчивается так, что уместна была бы фраза "Продолжение следует", хотя её нет. Да и две локации остаются недоступными в основной игре, и в них попадаешь только в дополнении.
Все мы знаем, что подавляющее большинство поклонников "Готики" терпеть не может "Арканию". Собственно, из ее названия, как я понимаю, уже официально убрана надпись "Готика 4", как и любое упоминание "Готики" там теперь отсутствует. И это уже не канон "Готики" (как и аддон "Отвергнутые боги" к третьей части, на сюжет которого "Аркания" также опирается). Тем не менее, события "Аркании" развиваются в той же вселенной с участием или хотя бы упоминанием практически всех главных персонажей предыдущих трех частей (в игре присутствуют Безымянный, Ксардас, Мильтен, Лестер, Диего, Горн, Ли, Торус, также Мердарион и Нингал, упоминаются Пирокар с Ватрасом. Почему-то вообще нет упоминаний Лареса, странно, что авторы "Аркании" его отбросили), и хотя события происходят в другом регионе, Миртана и даже Хоринис связаны с ними самым очевидным образом. Три бога, куда ж без них. Ну и бестиарий примерно тот же. В общем, ясно, что никуда не деться от того, что это вселенная "Готики", и изначально это ведь было прямое продолжение истории. Ну а теперь пусть и не канон, но, скажем так, один из альтернативных взглядов на сей мир и его историю.
Почему "Аркания" не нравится поклонникам "Готики", (к коим и я отношусь, естественно. Я даже не поклонник, а настоящий фанат), мне, думаю, понятно. Во-первых, сама по себе игра за другого персонажа далеко не всем по вкусу, ибо слишком привыкли к Безымянному. Во-вторых, сама механика игры достаточно явно отличается от типично "готической", и, считаю, в худшую сторону. В-третьих, для "Готики" всегда было характерным большое количество лута и разных тайников, а в "Аркании" этого гораздо, значительно меньше. Четвертый момент - прокачка. В разных частях "Готики" она отличалась, но был определенный базис, к которому привыкли игроки. В частности, поиск учителей. Также непременное наличие таких атрибутов как сила и ловкость, прокачка как общих атрибутов, так и владения конкретными навыками (одноручное или двуручное оружие, лук, арбалет и так далее). В "Аркании" всего этого нет, и тут нет учителей: полученные очки обучения ты просто используешь в специальном меню. Пятое - крафт, создание чего-либо. В любой из трех частей "Готики" нельзя было просто так что-либо создать даже, если у тебя есть рецепт/схема. Необходимо было прокачивать соответствующий навык и искать необходимое оборудование: алхимический стол, кузницу, рунный стол и пр. В "Аркании", опять же, ничего такого нет: изучил, как делать, и если есть ингредиенты, делай в любой момент и в любом месте. В "Аркании" можно брать что угодно и где угодно - никто никак не реагирует. А это гигантский минус для поклонников "Готики", привыкших к тому, что НПС весьма адекватно реагируют на ваше поведение, в частности, ловят на воровстве, обращают внимание, что вы вошли в чужой дом, требуют спрятать оружие или перестать колдовать. В "Аркании" эти вещи отсутствуют вообще. Можно отметить и некоторые более мелкие отличия. Например, то, что в "Готике" всегда можно было есть разные растения, которые влияли на показатели героя, просто многие нужны были и для приготовления элексиров. В "Аркании" же почти ничего из растительности есть нельзя, только готовить из него напитки. Нет в "Аркании" зелий, которые бы перманентно увеличивали показатели персонажа - тоже классический элемент для "Готики". Зато в "Аркании" множество элексиров, повышающих некоторые показатели на короткое время - а это как раз для "Готики" в целом нехарактерно. В "Аркании" карта имеется автоматически и довольно схематична. В "Готике" нужно было доставать карту, например, красть ее или покупать, и она выглядела так, как будто ее действительно рисовал картограф.
В общем, если рассматривать эту игру в связке с трилогией "Готики", то она, конечно, отличается очень сильно. И не только геймплейными деталями - тут другая атмосфера, другой дух, это игра откуда-то из другого разряда. Так что понятно, что тем, кто любит "Готику", она с большой вероятностью может прийтись не по душе.
С другой стороны, кое в чем авторы "Аркании" (а ее делали не те люди, что работали над первыми тремя "Готиками", надо отметить), на мой взгляд, неплохо поработали именно в смысле создания продолжения "Готики". Например, заметно, что они хорошо знакомы с лором, с не самыми значительными деталями сюжета предыдущих частей, или, как минимум, консультировались с теми, кто разбирается. Например, во второй "Готике" мельком упоминается лорд Доминик и то, что он воевал на южных островах. Думаю, многие и не помнят. А в "Аркании" с ним связаны некоторые моменты, и Ксардас рассказывает главному герою о том, что именно Доминик в свое время завоевал для Миртаны Аргаан, то есть, читай, те самые южные острова. Есть и другие моменты такого же рода. Что же до нового главного героя, то решение спорное, но смелое, за что можно похвалить. Три части играли за одного и того же человека, и вот авторы "Аркании" решили, что стоит попробовать посмотреть на эту вселенную глазами другого персонажа. А то, что местом действия становится Аргаан - ну так нам во второй и третьей частях сообщали о том, что есть некие южные острова, но что там и как, не говорилось. Вполне естественно перенести действие туда, как и естественно выглядит тот факт, что живут эти острова не так, как Миртана, Варант или Нордмар, что там, в частности, другие орки и у них другие отношения с людьми (к слову, опять же, по поводу знания авторами тонкостей мира "Готики". Местные орки, даже из племени костоломов, которые сразу нападают на людей, говорят "человек", "люди". А вот орки, прибывшие с Миртаны, говорят "морра". Что логично). Связь с лором "Готики" в целом построена более-менее нормально. Да, у авторов "Аркании" свое видение, а в аддоне они доводят его до полной революции во взгляде на устройство "готического" мира (никаких трех богов нет, есть только богиня, покинувшая этот мир. Ее теперь называют Аданосом, а Иннос и Белиар - это проявления фантазии ее двух сущностей, которых люди со временем стали считать богами). Но, опять же, решили вот так, смело и спорно, но сделали. Это не ошибка, это просто такой взгляд. Вот реальный прокол в другом, и он таки есть один. Почему-то Эторн Первый при войне с Яркендаром боролся с "их демонами". Где-то еще что-то похожее было сказано. Но какие еще демоны Яркендара, если там жил народ, поклонявшийся Аданосу и следовавший его слову?! Разве что можно предположить, что это еще более старые времена, когда в Яркендаре поклонялись Белиару.
В общем, я скажу так. Как версия продолжения истории "Готики" "Аркания" выглядит не самым худшим образом. Не полной чушью, на мой взгляд. Хоть и спорно, разумеется.
Если же оценивать отдельно саму по себе "Арканию", то мне она показалась в целом неплохой игрой, в которую интересно играть. Без сомнения, если бы не привязка к реальности "Готики", мне, скорее всего, было бы менее интересно, и сама по себе "Аркания" никак не тянет на шедевр и легендой естественным образом не стала. В ней нет и близко той изюминки, которая обессмертила "Готику". Кроме того, "Аркания" - это РПГ только на бумаге. В реальности же она, на мой взгляд, является адвенчурой. Потому что никакой ролевой системы в ней нет и в помине. На протяжении всей игры, включая дополнение, мы ни разу не выбираем гильдию или подгильдию, никакого выбора, кем стать, нет. Почти нет и возможности выбрать, каким путем пойдет сюжет, нечто отдаленно подобное представлено лишь в паре-тройке моментов. Нет даже особой возможности идти, куда хочется, если брать территории в целом. Так какая же это РПГ? Адвенчура с линейным сюжетом. Что делает ее реиграбельность очень низкой.
Еще одна проблема - очень малое количество сайд-квестов. Это тоже снижает реиграбельность уже почти до нуля. Система прокачки проработана плохо, думаю, у многих игроков оставалась куча ненужных очков обучения, либо же они были потрачены на бесполезные навыки. ИИ врагов слабее, чем в "Готиках", однозначно.
Однако плюсы тоже есть. Например, большое количество разветвленных и непростых пещер/подземелий, причем использована идея, создающая ситуацию, когда, пройдя всю пещеру, ты возвращаешься к ее началу, чтобы не было необходимости бежать весь путь назад. В "Готике" таких масштабных пещер не было. Большой разброс напитков, позволяющих временно поднимать те или иные показатели, иногда за счет снижения других, - хорошая идея для того, чтобы разные игроки выстраивали наиболее удобную для себя тактику. Вариации оружия ближнего боя более-менее пристойные. В дополнении есть интересное решение, когда мы играем за Лестера или Горна в моменты рассказа ими о том, что с ними произошло: мы не слушаем эти истории и не смотрим ролики, а сами творим произошедшее. Сюжет, как по мне, более-менее приличный, с тайнами, которые заставляют играть дальше и не отрываться, чтобы их раскрыть. Боевка... Ну так, ничего. Очень отличается от всех "Готик", так что есть свежесть. Не очень хорошая, но и не убийственная. Юмор присутствует, саундтрек местами просто отличный. Ну и любопытно было посмотреть на монстров из "Готики" в новых условиях при новой механике. Хотя, конечно, если не привязываться к "Готике", выглядеть они будут так себе.
В общем, если подводить итог, я не соглашусь с теми, кто утверждает, что "Аркания" - это полная хрень, которую ничто не спасет и которая никому не нужна. Нет, неплохая средненькая игра, как по мне. Сыграть разок в которую вполне можно. Другое дело, что она на порядок слабее трех "Готик" и не имела изначально никаких шансов стать такой же легендарной и бессмертной. И в качестве канона, наверное, и правда не годится. Скорее, это напоминает мод с самостоятельным сюжетом (и в этом смысле, например, та же чисто фанатская "Темная сага", как по мне, попросту сильнее "Аркании") и чьим-то собственным взглядом на вселенную "Готики". Пусть будет