Iris Heart
Почетный форумчанин
- Регистрация
- 17 Сен 2008
- Сообщения
- 10.634
- Благодарности
- 2.512
- Баллы
- 965
Alan Wake – игра, вышедшая более года назад (а на консолях еще раньше), но мне довелось поиграть в нее совсем недавно. Игра, которая получила неожиданно много похвалы, и как мне в шутку уже сказали – рецензисты отыграли в нее 2 часа и писали что всё круто. Я отыграла больше чем 2 часа. Я прошла всю игру. И это – очень плохая игра. Она настолько ужасна, что ее трудно с чем-то сравнить, и диву даешься, что такие игры вообще выпускают.
Но рассмотрим по порядку.
Игра Алан Вэйк была создана скромной финской компанией Ремеди, являлась эксклюзивом для Хбокса, но спустя 2 года была портирована на ПК. Игре приписывался жанр экшена, психологического триллера, хоррора. Авторы говорили, что вдохновлялись творениями известных писателей, таких как Стивен Кинг, или фильмами Дэвида Линча и Альфреда Хичкока. И многие пишут, мол, как же это здорово, когда в игре вам упоминают марку батареек «Энерджайзер», или проскальзывает сказанная каким-нибудь нпц фраза, имеющая отголосок к тому или иному настоящему фильму или роману. «Это нам напоминает Твин Пикс, а это – Сумеречную зону.»
Увы, думаю, большинство геймеров не являются прямо таки супер фанатами литературы и сериалов, чтобы запоминать фразы героев (особенно на 100% разнящиеся в связи с переводом на русский язык), и восхищаться этим. И оценивать игру мы будем совсем по другим критериям.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Графика
Как обычно начинаем с графической составляющей. Игра консольная, игра 2010 года выпуска. Поэтому особых красот от местного движка ждать глупо. Да, световые эффекты и блики закатов, рассветов, переливающейся воды – выглядят прилично. Но стоит присмотреться – и вы заметите очень плохо проработанные и размазанные текстуры предметов, даже если выставлено максимальное значение детализации. Просто в ходе игры это не слишком заметно, и большая часть предметов будет скрыта в ночном тумане.
Что касается стилистики и атмосферы – здесь тоже неплохо. Вы путешествуете по мрачному лесу, по лесопилкам, по горам и шахтам, по улицам маленького городка Брайт-Фоллс, где проходит сюжет игры. Тщательное внимание уделено деталям, окружению – поваленные деревья, бульдозеры, различная старая мебель в домах. В этом действительно есть своя толика атмосферы книг того же Стивена Кинга. Локаций много, все они разные, но здесь и своя проблема – несмотря на их разнообразие, за счет единого погодного эффекта все уровни кажутся одинаковыми. Будь вы на лесопилке или электростанции – оно всё одинаково серое. Но атмосферу сельской местности вы обязательно почувствуете. Она гнетущая и мрачная, создает ощущение одиночества и неизбежности, а ни на одной локации вы не будете чувствовать себя в безопасности. Здесь хорошо проглядывается киношный эффект.
Так или иначе, общая картинка атмосферна и симпатична, стилистика качественно выдержана, поэтому графику можно оценить на твердую восьмерку – 8
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Геймплей
А теперь начинается самое плохое. Самое плохое, что может случиться с компьютерной игрой. Однообразие действия. Полное постоянство, от самого начала до самого конца.
Мы играем за писателя Алана Вэйка, который приехал со своей женой в городок Брайт-Фоллс, после чего его жена загадочным образом исчезла, и цель Алана – найти и спасти ее. Днем в городе не происходит ничего. Ночью же на нашего отважного писателя начнут нападать, так сказать, одержимые мужики. Сюжет замешан на некой темной сущности, которая вселяется в жителей городка, и они становятся очень злыми и агрессивными, и так и норовят проломить Вэйку голову топором.
Единственное, что отпугивает темную сущность – свет. Поэтому у Алана всегда под рукой верный фонарик. Или световая граната. Или шашки с красным дымом. Дело в том, что просто так убить одержимого жителя не получится – сперва вам надо светить на него какое-то время, чтобы изгнать темную сущность – абсолютно все враги в этой игре будут с головы до ног охвачены эдаким черным туманом . Посветили несколько секунд, и черный туман пропал, вы видите перед собой обычного жителя, но по прежнему очень злого – теперь со спокойной душой вы можете убивать его из огнестрельного оружия. У вас в арсенале будут и револьвер, и ружье, и дробовик. А самое вкусное – ракетница, которая летит и, взрываясь, излучает такой сильный источник света, что враги не только лишаются своей черной брони, но и умирают мгновенно.
Вам показалось это интересным? Прикольной боевой системой? О да, это интересно. Первые полчаса. Первый час. Даже первые два часа – это интересно. Но знаете что самое грустное и самое страшное? Это ВСЁ, что предложит вам игра Алан Вэйк. Серьезно, это всё.
От самого начала и до самого конца игры вы будете делать только эти действия. Вы будете светить на каждого врага, ждать, пока исчезнет чернота, и стрелять в него. Сказать вам, что количество врагов здесь исчисляется сотнями? И самое смешное то, что в игре всего ДВА типа врагов! ДВА! Вы представляете, да? Вашим врагом в игре будет стая черных птиц, которые с неба будут пикировать на вас, и нужно останавливать их фонарем. И вашим вторым врагом будут лесорубы с топорами, граблями и серпами, окутанные чернотой. ВСЁ! Вы не встретите больше никого и ничего!
Основной сюжет игры делится на 6 эпизодов. Их прохождение занимает примерно 12-14 часов. И на протяжении всего этого времени, весь экшен в игре – это постоянное убийство одних и тех же врагов одними и теми же способами.
Финские разработчики соврали, сказав, что для придания атмосферы они разделили приключения в каждом эпизоде на день и ночь. Да, каждый эпизод действительно действует так, что вы начинаете утром, днем, а заканчиваете ночью. Говорилось, мол, дневные путешествия помогут вам лучше узнать городок, познакомиться с жителями. Только вот знаете в чем проблема? Эти дневные диалоги с жителями занимают от силы 10 минут времени. А каждый эпизод длится примерно 2 часа. Вы проснулись в доме, вы пошли поговорили со своим другом, а потом наступила ночь, и у вас еще 1 час 50 минут, на истребление 500 лесорубов на данной локации. Между всем этим не происходит никаких особых диалогов и вставок.
В этом – вся игра Алан Вэйк. Локация поделена на чекпойнты. Ночью враги появляются из тумана. Чтобы спастись, наш герой бежит через лес, или через поле, или еще через какую-нибудь задницу до ближайшего фонарного столба. Враги не могут идти на свет. Фонарные столбы служат своего рода новым чекпойнтом. Иногда вы еще можете путем мини игры «Нажми кнопку А три раза в нужный момент» заводить генераторы, включая отдельные прожекторы, что тоже приведет к чекпойнтам и созданию безопасного места. А дальше – снова точно также – вы бежите, и убиваете лесорубов, охваченных темной сущностью. Или отгоняете птиц. Добегаете до фонаря, отдохнули – побежали снова валить лесорубов. До следующего фонаря. Потом – снова валить лесорубов.
Я не шучу. Это – весь геймплей игры. От самого ее начала, до самого конца. Всего 2 типа врагов. Врагов, которых вы можете убивать всегда только одним и тем же способом – сначала светом, потом огнестрелом. Врагов, которых на вас всегда выбрасывают пачками каждые 5-10 минут.
Разработчикам было мало издевательства, и чем ближе вы к концу игры, последним эпизодам – тем больше и больше на вас сбрасывают противников. Появляются не просто лесорубы, а «жирные» лесорубы, они ничем не отличаются от обычных, кроме того, что на них светить надо на 30 секунд дольше. В последнем эпизоде доходит до смешного абсурда, когда на вас в замкнутых пространствах скидывают уже сразу по 4-5 жирных лесорубов. То есть, финские разработчики Ремеди признаются в собственной беспомощности и полном отсутствии креатива и фантазии, они не могли сделать ничего, не могли сделать разнообразных врагов, разные способы убийств, и просто каждый раз бросают на вас больше и больше более сильных одних и тех же врагов на каждом шагу. Это – пропасть. Провал. Фэйл.
И даже если вам это надоест, даже если вас будет это бесить – если вы хотите пройти игру, вам придется сражаться с КАЖДЫМ врагом. Дело в том, что разработчиками было так задумано – Алан должен убивать. Если вы вспомните, например, серию Сайлент Хилл, то там от врагов можно было зачастую просто убежать, спрятаться, или драться холодным оружием, трубой, например.
Увы и ах, Алан Вэйк не может использовать холодное оружие. Только огнестрел. А враги – не могут использовать ничего, кроме холодного оружия. И убежать от врагов нельзя! Одержимые пешком ходят в 2 раза быстрее, чем ваш герой бежит на ускорении, которое заканчивается ровно через 4 секунды бега. От врагов нельзя сбежать, это всегда приведет к смерти, поэтому их остается только мочить. Мочить. И еще раз мочить. 12-14 часов мочить одних и тех же врагов.
После окончания 6-ого эпизода я посмотрела статистику. Мною убито более 2500 лесорубов, и более 1800 птиц. Нехило для игры хоррора, не так ли? А другого просто и не дано!
Безусловно, в игре есть еще один тип врагов – это объекты, которые захватывает темная сущность и швыряет в вас (например тележки, бочки, колеса). Но встречаются они редко, и назвать их врагами можно с натяжкой. Убиваются точно также – надо светить в них фонарем. Существуют и своего рода боссы – это или очень жирные лесорубы, бегающие рывками, или взятая под контроль темноты техника – например комбайн, в который надо светить фонарем, представьте себе, 3 минуты, чтобы он исчез. Да, игра ведь консольная, поэтому мгновенно исчезают не только лесорубы, но и комбайны с тракторами.
Хочу обратить также внимание на тотальную смехотворность происходящего. Помимо того, что лесорубы будут стараться побить вас топорами, среди них будут находиться и те, кто будут издали бросать в вас ножницы или серпы. Анекдот в том, что когда лесоруб бросает в вас свои ножницы, у него в руке тут же появляются другие. И он бросает снова. И снова. И хоть до бесконечности. Я еще могу поверить в бесконечные пули у врага. Но… бесконечные предметы... Знаете, это прямо как на Денди. Или Сеге. Там тоже бывали такие, например, метатели копья, у которых копья не кончались. Но здесь, ребята, 2010-ый год, и ПК.
Особенно радует количество патронов и снаряжения. Они тут повсюду. Они везде. Тысячи коробок патронов для револьвера. Ракетниц. Гранат. Как вам – зайти в туалет, а там лежит дробовик и 30 пуль к нему? А как вам, у старого фермерского склада стоит ящик в котором бесконечное количество коробок с револьверными патронами? А по каждой локации разбросаны машины, из которых торчат ружья, гранаты, батарейки. Фонарные столбы, к которым прикреплены ящики с батарейками, револьверными патронами, патронами для дробовика. Различные тайники, чемоданы, в которых еще больше патронов и ракет. Батарейки лежат на полу, на подоконниках, патроны лежат на кроватях в медицинской клинике, на стульях, они валяются на улице посреди леса, револьверы и дробовики валяются на лесопилке, и даже в горах. Даже если вы все пули из револьвера выпустите в воздух, за следующим поворотом вы найдете еще пару коробок.
Смешно до абсурда. Я опять оглядываюсь на Сайлент Хилл, там за 3 часа игры вы находите 1 дробовик, и насколько там редко дают патроны, вы стареетесь их беречь, оставлять на более сильных монстров, а слабых бить трубой или дубинкой. Но здесь у нас Алан Вэйк. Здесь всего 2 типа врагов, здесь пушки валяются на каждом втором шагу, а патронов дают столько, будто Брайт-Фоллс это главный военный полигон США.
Я уже даже не хочу говорить о том, что во время ваших часовых забегов игра предлагает собирать коллектеблы (предметы для достижений). Даже здесь разработчики умудрились создать полное уныние… Соберите 100 термосов с кофе. Весело, правда? Термосы с кофе раскиданы по всем локациям, заходите в дом, там термос с кофе, зашли в подвал, там тоже термос, убегаете по лесу от врагов – не забудьте и там под деревцом может стоять термос с кофе. Найдите все ящики с тайниками, найдите 50 тайных знаков, прослушайте все радиостанции… Это настолько неинтересно и скучно, особенно на фоне многих часов абсолютно одинаковых битв, что игру хочется скорее добить ради сюжета, чем исследовать ее и без того убивающие локации.
Ах да, в тему исследований – ночью в тумане враги-лесорубы респавнятся бесконечно. Так что если вам вздумается поискать в лесу термосы с кофе или листочки из книги – помните, что лесорубы будут выходить на вас снова, и снова, и снова, пока не кончатся патроны. А если они кончатся – вы умрете, потому что от врагов нельзя убежать. Так задумано.
Это самый безобразный, скучный и непроработанный геймплей, который только можно встретить в играх. 2 типа врагов на 12 часов эпизодов, два метода убийства, и все это сужено до узких рамок – на протяжении всего эпизода бежать от одного светлого чекпойнта до другого, каждый раз по пути забивая два-три десятка врагов – 3
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сюжет
Когда игра умерла в плане геймплея, когда она настооооолько однообразна и скучна, когда она предлагает вам делать одни и те же действия всё время – ее может спасти сюжет.
Но сюжет не спасает Алана Вэйка. Как уже было сказано, игра поделена на 6 эпизодов а-ля телесериал, по окончании каждого вам показывают титры, и сценки «что было в предыдущей серии». Писатель, приехав в городок Брайт-Фоллс, теряет свою жену и ищет ее. Пытается докопаться до правды. Разобраться, что он и кто он, что происходит с этим местом, и почему жителей захватывает темная сущность.
Сюжет подается очень мутно. Мутно и быстро. Он подается только в начале и конце эпизода. Небольшие ролики + парочка диалогов. Днем. С жителями. Со своим другом агентом Барри. Это занимает от силы минут 10. И начинается темнота, начинается забег, начинается нарезка сотни лесорубов и птиц. Да, в сюжете есть что-то и от Кинга, и от Линча, и от Хичкока. Видно, что горячие финские парни были в теме. Но при этом сюжета очень мало. Вы хотите больше узнать о городке Брайт-Фоллс, узнать о самих жителях, но вам не дают. Вы можете только слушать.
Взять например Масс Эффект. Там сцены экшена и забеги сопровождались такими же постоянными диалогами. Вы практически не отрывались от сюжета. Здесь же, сюжет вам показали только в начале серии. И потом – вы бежите и пробиваетесь к конкретной цели, до самого конца эпизода, то есть почти 2 часа. Предполагалось, что Алан Вэйк может быть интерактивным кином, или игрой, больше похожей на фильм – но нет. Увы, вы здесь намного больше действуете клавиатурой или геймпадом в изничтожении врагов, чем слушаете или смотрите.
Дополнением к сюжету являются разбросанные по локациям страницы книги, которую пишет Алан. На этих страницах можно лучше узнать о происходящем. Только вот разбросаны они точно также, как термосы с кофе, и вам надо разорвать себе зад, чтобы найти их и сложить общую картину. Термосов 100, страниц книги – 106. 10% из них появятся только если вы играете на максимальном уровне сложности.
Ко всему прочему 4-ый эпизод полностью раскроет вам весь сюжет, и у вас по сути не останется никакой мотивации, чтобы играть дальше. Чтобы оставшиеся 2 эпизода пробиваться через ужасный зубодробительный однообразный экшен и увидеть концовку. То есть, в 4-ой серии Алан всё понимает, и потом еще 6 часов вы будете ползти до конечной точки, дабы всех замочить.
Сюжет игры интересен и запутан, в нем чувствуются похожести на книги и фильмы известных авторов своего жанра, но подается он слишком короткими сценками, а в 4-ом эпизоде и вовсе полностью раскрывает вам все карты – 6
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Звук и музыка
Здесь разработчики качественно подошли к исполнению, и музыка в игре действительно очень хорошая. Использованы разные известные композиции, а также собственный впечатляющий мелодиями саундтрек. Музыка тревожная, волнующая, во время ночных прогулок, днем же размеренная и успокаивающая. Она очень хорошо добавляет плюсов атмосфере окружения.
Игра сохранила оригинальную английскую озвучку, что тоже свой плюс. Актеры активно стараются на своих ролях, в их голосах хорошо заметны эмоции, и сами голоса подходят к типажу озвучиваемых персонажей.
Неплохо сделаны и звуки окружения, в лесу, всякие совы, птицы, насекомыши, когда стоишь на той же лесопилке, сопровождение весьма атмосферное.
К сожалению, вдоволь наслаждаться звуками природы или музыкой вам не будут давать постоянно мешающие враги.
Итого – 8
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как вы можете видеть, игра Алан Вэйк – это далеко не самая хорошая игра. Она скучная. Если вы в нее никогда не сыграете, то ничего и не упустите. В игре хороший проработанный книжный мистический сюжет, создана неплохая атмосфера опять таки книжного маленького городка и окрестностей. Но все портит просто ужасный однообразный геймплей, принуждая (именно принуждая, ибо от врагов не убежать) заниматься одними и теми же действиями буквально 90% всей игры. Посмотрели ролик, послушали диалог - и вперед, в долгий забег по темноте, где на вас на каждом шагу будут скидывать десяток одних и тех же противников, которых вы можете долбить только по заезженной до зубов тактике, попутно подхватывая разбросанные по углам листочки книги или термосы с кофе.
Эта игра совсем не пугает, она не может даже называться хоррором, и большую часть времени это просто одинаковый по действию шутер от 3-его лица, который я могу сравнить разве что с Пэйнкиллером. Но даже в Пэйнкиллере, где вся суть сводится к убийству толп врагов, более разнообразные монстры и оружие. Здесь этого нет. В самом начале игры, буквально за половину первого эпизода, вам дадут попробовать всё доступное оружие и покажут всех будущих монстров. И вот так, до самого конца, до конца шестого эпизода – не изменится ровным счетом ничего. На каждом шагу вас ждут толпы монстров, на каждом шагу вас ждут тонны оружия и боеприпасов. Поиграв 1-2 часа, вам понравится эта игра. Поиграв в нее 10-12 часов, вы захотите ее удалить навсегда, настолько она скучная и однообразная.
Опять в шутку мне тут сказали, что игра не надоест, если проходить по одному эпизоду раз в неделю или две. Принимать продукт не более двух часов один раз в 7 дней. Похоже, это горькая правда…
Общая оценка: 6.0