1. Уважаемые гости и новички, приветствуем Вас на нашем форуме
    Здесь вы можете найти ответы практически на все свои вопросы о серии игр «Готика» (в том числе различных модах на нее), «Ведьмак», «Ризен», «Древние свитки», «Эра дракона» и о многих других играх. Можете также узнать свежие новости о разработке новых проектов, сыграть в увлекательные ФРПГ, восхититься творчеством наших форумчан, либо самим показать, что вы умеете. Ну и наконец, можете обсудить общие увлечения или просто весело пообщаться с посетителями «Таверны».

    Чтобы получить возможность писать на форуме, оставьте сообщение в этой теме.
    Удачи!
    Скрыть объявление
  2. Форум аддона "Возвращение" 2.0:
    — Обсудить игру, почитать о прохождениях и/или разрешить свои вопросы по игре вы можете в одной из тем одноименного форума. Посетить...
    — Прочитать историю изменения и/или скачать последнюю версию аддона "Возвращение", вы можете на страницах наших ресурсов. Скачать...
    Скрыть объявление

Разное Теория стихосложения.

Тема в разделе "Поэзия", создана пользователем Exzarcist, 16 июл 2007.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Exzarcist

    Exzarcist Участник форума

    Регистрация:
    8 май 2006
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    3
    Баллы:
    0
    Добрый день. Начнем-с...

    Но сначала несколько слов: Многие скажут, что эти сведения ему не нужны, что он пишет как хочется и т.д. воля ваша, я и не призываю запоминать сей текст, как прописную истину... Пишите стихи как хочется, хоть задом наперед... НО (!) надо понять, что без теории далеко не уедешь. ПРиведу пример: можно построить дом не зная основ строения? Конечно можно! Вот только этот дом завалится от дуновения ветра... максимум у вас получится или конура или шалаш... тоже неплохо, но не фонтан. Ежели не поняли, то приведу пример номер два - можно приготовить пирог не не зная как и из чего? Конечно можно!! Вот только как бы не потравить всех своих знакомых и родных... Тут действует тот же принцип! Вы можете не готовить по предложенному рецепту, но знать знать где какой компонент очень желательно! Я так думаю! (с)

    Сначала немного общих знаний. 8)

    Стихосложение И Стиховедение


    Системы стихосложения:

    1. Метрическая (количественная) – свойственна для античности: древнегреческого и латинского языков. Основывается на счёте долготы/краткости гласных звуков. В основе лежит понятие метра. Чередование слов с долгими и краткими звуками задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Понятие метра было заимствовано русским стихосложением.

    2. Силлабическая«слоговая». Основана на равном счёте слогов в стихе. Характерна для языков с постоянным, фиксированным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и других. Например, во французском языке ударение на последнем слоге слова, польский (второй слог от конца), чешский (третий слог от конца). В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века, приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. Важно было только количество слогов, поэтому ударение ставилось часто со смещением от обычного положения в слове. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

    3. Тоническая«тонос» - «ударение». Основной принцип – равноударность, то есть равное количество ударений в стихе (строчке). Однако могут быть отступления от этого принципа, так как эта система характерна для языков с сильным подвижным ударением (английский, немецкий, русский).

    4. Силлабо-тоническая. Её основной принцип – это закономерное и упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (ударение играет решающую роль). Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.

    Основные разделы стиховедения:

    I. Метрика и ритмика.
    Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

    Ритмика - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

    II. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.

    III. Мелодика – область, изучающая систему распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.

    IV. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.

    V. Учение о рифме.


    МЕТРИКА И РИТМИКА

    Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

    Метр - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.

    Размер – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп.

    Силлабо-тоническая система стихосложения приняла основные метры, названные по аналогии с античными размерами: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
     
    Последнее редактирование модератором: 8 июн 2015
    Альтаир и BloodwinSnow поблагодарили.
  2. Exzarcist

    Exzarcist Участник форума

    Регистрация:
    8 май 2006
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    3
    Баллы:
    0
    Теперь более детально...

    Стих – отдельная строчка, упорядоченная (если в первой строке размер – ямб, то и во второй, обычно, тоже) и повторяющаяся.
    Стопа – повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов (сильного и слабого мест), единица длины стиха.

    Условные обозначения:


    1 - ударный слог
    0 - безударный слог
    / - показатель конца стопы, отделяет одну стопу от другой.


    Двусложные размеры:

    Хорей - (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слоги) ударение в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. слоге.

    Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи,
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
    Не-ви-дим-ко-ю Лу-на
    0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
    О-све-ща-ет снег ле-ту-чий;
    0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
    Мут-но не-бо, ночь мут-на.
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
    (А. Пушкин)

    В не-бе та-ют об-ла-ка,
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
    И, лу-чис-та-я на зно-е,
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
    В иск-рах ка-тит-ся ре-ка,
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
    Слов-но зер-ка-ло сталь-но-е.
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0

    Ямб – (схема: 0 1, то есть безударный + ударный слоги) ударение в строчке - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. слоге. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

    О-пять сто-ю я над Не-вой,
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
    И сно-ва, как в бы-лы-е го-ды,
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
    Смот-рю и я, как бы жи-вой,
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
    На эти дрем-лю-щи-е во-ды
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0

    Трёхсложные размеры:


    Дактиль – (схема: 1 0 0 , то есть ударный + безударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. слоге.

    В раб-стве спа-сён-но-е
    1 0 0 / 1 0 0
    Серд-це на-род-но-е –
    1 0 0 / 1 0 0
    Зо-ло-то, зо-ло-то
    1 0 0 / 1 0 0
    Серд-це на-род-но-е!
    1 0 0 / 1 0 0
    (Н. Некрасов)

    Как хо-ро-шо ты, о мо-ре ноч-но-е, -
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
    Здесь лу-че-зар-но, там си-зо-тем-но...
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
    В лун-ном си-я-ни-и, слов-но жи-во-е,
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
    Хо-дит, и ды-шит, и бле-щет о-но.
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1


    Амфибрахий – (схема: 0 1 0, то есть безударный + ударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. слоге.

    В пес-ча-ных сте-пях а-ра-вий-ской зем-ли
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
    Три гор-ды-е паль-мы вы-со-ко рос-ли
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
    (М. Лермонтов)

    На се-ве-ре ди-ком сто-ит о-ди-но-ко
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
    На го-лой вер-ши-не со-сна.
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
    И дрем-лет, ка-ча-ясь, и сне-гом сы-пу-чим
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
    О-де-та, как ри-зой , о-на.
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
    (М. Лермонтов)


    Анапест – (схема: 0 0 1, то есть безударный + безударный + ударный слоги) ударение в строчке в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. слогах

    Есть в на-пе-вах тво-их сок-ро-вен-ных
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
    Ро-ко-ва-я о ги-бе-ли весть.
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
    Есть про-клять-е за-ве-тов свя-щен-ных,
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
    По-ру-га-ни-е счас-ти-я есть.
    0 0 1 /0 0 1 / 0 0 1
    (А. Блок)

    Про-зву-ча-ло над яс-ной ре-ко-ю,
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
    Про-зве-не-ло в по-мерк-шем лу-гу,
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
    Про-ка-ти-лось над ро-щей не-мо-ю,
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
    За-све-ти-лось на том бе-ре-гу.
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1


    Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

    Гор-ны-е вер-ши-ны
    1 0 / 0 0 / 1 0
    Спят во тьме ноч-ной;
    1 0 / 1 0 / 1
    Ти-хи-е до-ли-ны
    1 0 / 0 0 / 1 0
    Пол-ны све-жей мглой...
    1 0 / 1 0 / 1
    (М.Ю. Лермонтов)

    Пиррихий – схема: 0 0 , то есть безударный + безударный слоги в двусложных размерах.

    Те-перь у нас до-ро-ги пло-хи,
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
    Мос-ты за-бы-ты-е гни-ют
    0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 - ямб и пиррихий в третьей стопе


    Спондей – схема: 1 1 , то есть ударный + ударный слоги в двусложных размерах, стопа со сверхсхемным ударением.

    Швед, рус-ский – ко-лет, ру-бит, ре-жет.
    1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб и спондей в первой стопе
    Бой ба-ра-бан-ный, кли-ки, скре-жет,
    1 0 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
    Гром пу-шек, то-пот, ржань-е, стон,
    1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 – ямб и спондей в первой стопе
    И смерть, и ад со всех сто-рон.
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 - ямб
    (А. Пушкин)


    Трибрахий – схема: 0 0 0 , то есть безударный + безударный + безударный слоги в трёхсложных размерах.

    При-слу-шай-ся к гу-лу раз-до-лий не-ез-же-ных,
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 - амфибрахий
    При-слу-шай-ся к бе-ше-ной их пе-ре-стрел-ке
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 0 0 / 0 1 0 – амфибрахий с трибрахием в третьей стопе.


    Альтернация – схема: 1 0 1, то есть ударный + безударный + ударный слоги в трёхсложных размерах.


    Сверхсхемное ударение - ударение на слабом месте стихотворного метра.

    Ког-да я ночь-ю жду е-ё при-хо-да,
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
    Жизнь, ка-жет-ся, ви-сит на во-лос-ке.
    1 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 – ямб с сверхсхемным ударением в первой стопе и пиррихием в четвёртой.

    Что по-чес-ти, что ю-ность, что сво-бо-да
    0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 – ямб с пиррихиями во второй и четвёртой стопах.
    Пред ми-лой гость-ей с ду-доч-кой в ру-ке.
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 / 1 0 – ямб с пиррихием в четвёртой стопе.
    (А. Ахматова)

    По количеству полных стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры.

    Двустопный ямб

    Иг-рай, А-дель,
    0 1 / 0 1
    Не знай пе-ча-ли;
    0 1 / 0 1 / 0
    Ха-ри-ты, Лель
    0 1 / 0 1
    Те-бя вен-ча-ли...
    0 1 / 0 1 / 0
    (А. Пушкин)


    Четырёхстопный ямб

    О па-мять серд-ца! Ты силь-ней
    0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
    Рас-суд-ка па-мя-ти пе-чаль-ной
    0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0
    И час-то сла-дость-ю сво-ей
    0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
    Ме-ня в стра-не пле-ня-ешь даль-ной.
    0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
    (К. Батюшков)


    Двустопный хорей

    А-ты-ба-ты,
    1 0 / 1 0
    Шли сол-да-ты,
    1 0 / 1 0
    А-ты-ба-ты
    1 0 / 1 0
    На ба-зар..
    1 0 / 1
    (народн.)


    Четырёхстопный хорей

    Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
    Вих-ри снеж-ны-е кру-тя;
    1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
    То, как зверь, о-на за-во-ет,
    0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
    То за-пла-чет, как ди-тя...
    0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
    (А. Пушкин)


    Двустопный амфибрахий

    Пусть сос-ны и е-ли
    0 1 0 / 0 1 0
    Всю зи-му тор-чат,
    0 1 0 / 0 1
    В сне-га и ме-те-ли
    0 1 0 / 0 1
    За-ку-тав-шись спят.
    0 1 0 / 0 1
    (Ф. Тютчев)


    Трёхстопный амфибрахий

    Средь шум-но-го ба-ла слу-чай-но,
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
    В тре-во-ге мир-ской су-е-ты,
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
    Те-бя я у-ви-дел, но тай-на,
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
    Тво-и по-кры-ва-ла чер-ты.
    0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
    (А. Толстой)


    Трёхстопный анапест

    Что ты жад-но гля-дишь на до-ро-гу
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
    В сто-ро-не от ве-сё-лых под-руг?
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
    Знать, за-би-ло сер-деч-ко тре-во-гу –
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
    Всё ли-цо тво-ё вспых-ну-ло вдруг.
    0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
    (Н. Некрасов)


    Четырёхстопный дактиль

    Ут-ро ту-ман-но-е, ут-ро се-до-е,
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
    Ни-вы пе-чаль-ны-е, сне-гом по-кры-ты-е,
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
    Не-хо-тя вспом-нишь и вре-мя бы-ло-е,
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
    Вспом-нишь и ли-ца, дав-но по-за-бы-ты-е.
    1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
    (И. Тургенев)


    Сверхдлинный размер (12-стопный хорей): :p

    Близ мед-ли-тель-но-го Ни-ла, там, где о-зе-ро Ме-ри-да, в цар-стве пла-мен-но-го РА,
    0 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
    Ты дав-но ме-ня лю-би-ла, как О-зи-ри-са И-зи-да, друг, ца-ри-ца и сест-ра!
    1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
    (В. Брюсов)
     
    Альтаир поблагодарил.
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей