Евпатий Коловрат или Евпатий Неистовый (1200 - 1238 гг.) - легендарный рязанский богатырь, боярин и воевода, один из героических персонажей "Повести о разорении Рязани Батыем", герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия монгольского Батыя (Бату-хана) на Русь. В некоторых редакциях "Повести" указывается отчество Евпатия - Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.
"Повесть о разорении Рязани Батыем" - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написанное примерно в начале XVI века). Оно представляет собой летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь, который соединяется с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим погибают в битве рязанские князья, хотя и бьются бесстрашно с превосходящими силами врага. В ходе битвы гибнут множество и множество татар. Повесть повествует нам о битве за Рязань так: "И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смерти испили. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мёртвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые..."
Находясь в городе Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваривичем узнав о разорении Рязани Бытыем, Евпатий Коловрат с "малою дружиною" спешно двинулся домой в Рязань. Но застал город уже разорённым: "И приехал в землю Рязанскую и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты...", "...государей убитых и множество народу погибшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены". И воскричал тогда Евпатий что было мощи в горести души своей... Жажда мщения и праведного возмездия одолевает Евпатия, он хочет любой ценой наверстать татарские полки и вступить с ними в бой, хотя и понимает, что его ждёт участь всех павших при обороне города рязанцев. "И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюдённых (спасённых) Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк их татарскими. Татарам почудилось, что мёртвые рязанцы восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил среди полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому"... Ответ пленённых воинов побуждает нас вспомнить символику многих русских народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нём врагов "чествовали" оружием, "подносили" им "чаши" - то есть смерть.
Батый решается выслать против Коловрата своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот самоуверенно хвастался, что пленит и приведёт рязанского воеводу живым. "И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал". Существует предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - "Что вы хотите?" И получил ответ - "Умереть!" "И возбоялись тогда татары, видя какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных пороков (камнемётов), и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им".
Евпатий Коловрат (стихотворение)
Был страшный год... В березовые рощи,
В поля, на всю Святую Русь
Пришла Беда - страшнее нету,
Из степи принесло войну.
Железный гений воли Чингиз-Хана,
Подняв Империю из трупов и руин,
Заставил всех татар губить народы-
Пока не покорят они весь мир.
На Калке, из-за собственных раздоров,
Пред генералом чингизхановым Джебе,
Князья Руси были разбиты...
Но выждать вздумалось судьбе.
Года прошли... И всё - как прежде!
Князья враждуют меж собой-
А Степь закрылась тучей пыли:
То хан Батый идет войной.
...Рязань горела. Колокольным звоном
Она звала своих богатырей-
Татары в этот страшный день узнали,
Как на Руси встречается злодей!
Из каждого окна летели стрелы,
Копье и меч встречали басурман…
Но мало было русских пред Ордою,
И был сожжён огромный град Рязань.
В прекрасных храмах басурманскою рукою
Были осквернены врата и алтари,
Над женами погибших в этой сече
Жестоко издеваются враги…
...Из дальнего похода возвращаясь,
Увидеть Родину свою несказно рад,
Подарки вез своей семье любимой-
Боярин знатный: свет - Евпатий Коловрат.
Когда увидел он, что сделано с Рязанью,
Увидел горы трупов и руин,
Схватился за свой меч Евпатий
И в грудь себе хотел вонзить.
Но обратясь лицом к закату,
Который, как пожар, пылал,
Боярин понял волю Божью,
И поднялась его рука-
Кровавый отблеск близкой ночи
На клинке славном заиграл,
И, обратясь лицом к дружине,
Евпатий Коловрат сказал:
"Не гоже нам в лесах скрываться,
Когда горит наша земля!
Коль каждый встанет по едину,
То вместе разобьем врага.
И лучше нам погибнуть разом,
Чем жить, но в рабстве у татар.
За Русь Святую - не за славу
Мы будем в битвах умирать!"
Боярин с ратью за Батыем
Шёл, пробиваясь, по пятам,
И сколько хан не слал батыров,
Их всех Евпатий разметал.
И пели стрелы, словно птицы,
Входя в татарские тела,
В лесу Поганых поджидали
Топор, и меч, и булава.
Татары гибли в волчьих ямах,
В болотах смерть врагов ждала -
Да, неприветливо встречает
Злодеев Русская Земля!
Но хан Батый был Полководцем,
И завязав для виду бой,
Со всей Ордою он по лесу
Прошел от русских стороной -
Евпатия он окружить смог,
И, укрепившись на холме,
Защитники Руси стояли,
Уж не заботясь о себе.
Вот стрелы из татарских луков
Со свистом в небо поднялись-
Евпатий меч достал из ножен
И обратил лицо он ввысь:
"Господь! Да в чем же Русь виновна,
Что ты караешь ее так?!
Неужто ты нам не поможешь?
Неужто победит нас враг?
Господь! Пошли же ты мне силу,
Чтоб я поганых победил!..
Богатыри! Наш час уж пробил,
Но Русь - поднимется из тьмы!"
Со светлой верой в своем сердце,
Богатыри стояли там
И бились против супостатов,
Против захватчиков-татар.
Мечи звенели, сабли гнулись,
Ломались копья о щиты-
И не взошли на холм татары,
Как ни рвались туда они.
Евпатий Коловрат, как символ
Непокорившейся Руси,
До седел рассекал поганых,
Мстя им за честь своей страны.
Татары падали на землю -
Кровавой жатвы урожай,
И поднималось над лесами
Родное, русское - "Ура!"
Но вот ударили по русским
Баллисты, метя копья в них,
И катапульты из Китая -
Дождь из камней упал с небес.
Копье пробило грудь героя,
И, падая на землю, он
Увидел, как на холм татары
Опять ползут со всех сторон.
Но над побоищем кровавым,
Как знамя будущих побед,
Над всей огромной нашей Русью,
Увидел Коловрат рассвет...
Батый подъехал к пленным русским,
Когда затих последний бой:
"Нет, не "москаль" ты был, Евпатий!
Ты - настоящий был герой!
И отпустил хан пленных с миром,
И повесть о богатыре
По городам шла и по селам-
По всей нашей святой земле.
И в страшной Куликовской битве,
Где басурманов били мы,
Евпатий был незримо с нами-
Бессмертный патриот страны.