Вот ведь, Сатурас так задал вопрос «Почему Готика?», что на самом деле вызывает желание ответить, не могу удержаться. Может быть, потому что и сама часто спрашиваю себя об этом. Почему через 10 лет игра все еще интересна? Сразу оговорюсь, что ответ очень субъективен и связан не столько с игровым процессом, сколько с ощущениями от мира игры. Помню первое прохождение. Вот я спускаюсь по дороге. Стоят два охотника и разговор: «Люди слишком много болтают. Об этом лучше не говорить вслух». Опаньки, что за тайны? Два призрака вспоминают: «Раньше все было совсем по-другому». А как было? Почему все изменилось? Как случайно услышанные фразы на улице иногда заставляют встрепенуться, и уводят мысли в каком-то другом направлении. Зашла в старый лагерь, картина - Диего с призраками сидят у костра, вроде вместе, но позы такие отстраненные, молчат каждый о своем. И можно постоять с ними рядом, подумать. Как в жизни, когда сидишь у костра и уносишься мыслями куда-то, или говоришь с друзьями о чем-то важном. Такая неспешная беседа, чистая и певучая, как звук лютни. Потом Диего идет в разрушенный дом ночью, немного сутулясь, опустив голову. Задумался... Знакомая походка, не правда ли? О чем он думает? А уже отношение к нему, как к другу, хочется подойти и спросить: «Слушай, ну что ты грустишь, расскажи, поделись». Но нет такого диалога. Только мысленно можно с ним поговорить, посидеть за одним столом и помечтать. Или рудокопу задаешь вопрос, а он отвечает, что ни на что не жалуются. Второй, третий так же. А у четвертого рудокопа узнаешь, что есть человек, который улаживает проблемы, и что маги, бывает, выходят наружу, надо поспрашивать людей, которые живут напротив входа. Человек, который улаживает проблемы, нашелся быстро, а вот насчет магов…. Я помню, полдня прокрутилась у этих домиков, приставая ко всем с вопросами. Никто не колется, кто, куда выходит и зачем. Правда и фантазии рядом, как в жизни. Или танец орков в их городе. Шершнем прилечу на горку, окружающую город, и снимаю чары. Потом стою, наблюдаю, как они танцуют под свои барабаны. И какие же они враги? Просто другие. Поэтому встреча с Ур-шаком воспринимается естественно. Но что-то заставляет нас с ними воевать. Тоже, как в жизни. А диалоги, которые начинаются и не имеют продолжения. Вот на рисовом поле крестьянин начинает рассказ о прошлом и замолкает. О чем важном он молчит? Будет ли продолжение? Может ты что-то не так сказала или не сказала чего-то. И разговор обрывается. Или Ли встречает у ворот нового лагеря, рассказывает часть истории и уходит. А ты стоишь, обалдевшая. Почему он ушел? Может, он потом расскажет тебе, что его волнует, о чем он думает, кто его любимый герой, про которого он читает ночью. Но продолжения нет. И думаешь, а если бы ты его спросила, или выслушала, что бы он тебе рассказал. Тоже как в жизни. Нет двух людей, которые думают и чувствуют одинаково, что-то нужно потрудиться и понять самой, или не понять. Может, там и должны были быть какие-то квесты, но хорошо, что их нет. Или звери в лесу. Можно их и убить, но можно постоять в стороне и посмотреть, как падальщик щиплет траву, шершень кусает мракориса, волк охотится за кротокрысом. Готика вообще вся на таких вот нюансах. Настолько реально все вокруг своей размытостью, недосказанностью. И даже зная игру вдоль и поперек, все равно остается ощущение, что пропустил что-то важное, чего-то не понял. Хотя я не фанатка Готики, как, впрочем, и любой другой игры, но больше ни одна игра у меня не вызывает таких ассоциаций, когда реальность и вымысел так близко друг от друга. В общем, для меня как-то так на вопрос «Почему Готика?».