"В то время как войска Северного и Центрального фронтов перешли 11 ноября 1962 года в решительное наступление на Париж, из состава Южного фронта, ведущего боевые действия в широкой полосе между Лиможем и Монпелье, решением СВГК был выделен Юго-Западный фронт в составе 4-й гв. ТА и 18-й А, а также ряда отдельных частей и соединений. Действия ЮЗФ должна была поддерживать 3-я воздушная армия.
Новообразованному фронту была поставлена задача: получив в распоряжение одну дивизию со стороны Южных Альп, решительно повести преследование разгромленных соединений НАТО в полосе между Тулузой и побережьем Средиземного моря и выйти к испанской границе. После чего, создав две ударные группировки в районах Тарба и Перпиньяна, перенести боевые действия на территорию Испании и, развивая наступление через Сарагосу в общем направлении на Мадрид, освободить испанский народ от двойной (франкистско-фашистской и американо-английской) оккупации.
К 18:00 16 ноября армейский разведбат 4-й гв. ТА, почти не встретив сопротивления, завладел Тарбом и к полуночи вышел на испанскую границу. Соединения 18-й армии продвигались медленнее. На приморском направлении ее левофланговым соединениям оказали ожесточенное сопротивление две боевые группы 101-й американской вдд, поддерживаемые несколькими сохранившими боеспособность кораблями 6-го (Средиземноморского) флота США, а также французскими боевыми кораблями: крейсером «Кольбер» и авианосцем «Арроманш».
В итоге завладеть Перпиньяном частям 18-й армии удалось только к полуночи 17 ноября после нанесения тактического ракетно-ядерного удара, а выход к испанской границе состоялся лишь днем 19 ноября. Днем начала Сарагосской наступательной операции принято считать 21 ноября, когда после интенсивной ракетно-артиллерийской подготовки и бомбоштурмовых ударов 3-й ВА, в 05:00 войска Юго-Западного фронта перешли испанскую границу.
Советские войска встретили лишь слабое сопротивление со стороны пограничников и отдельных франкистских фанатиков. Основные силы противника (до 4 расчетных дивизий США и их союзников по НАТО и 9 испанских дивизий), которым удалось оторваться от преследования в Южной Франции, были сосредоточены в районе Сарагосы. Противник опасался групповых ракетно-ядерных ударов средствами фронтового и армейского подчинения, в результате чего было принято решение оставить приграничную полосу без боя.
Передвигаясь в походных колоннах, соединения ЮЗФ в течение 22-24 ноября освободили города Уэска, Лерида, Херона, Барселона, Таррагона. Их встречали цветами и музыкой, тысячи политзаключенных были выпущены из тюрем и маршем прошли по улицам родных городов вместе с советскими воинами-освободителями.
Утром 25 ноября завязались бои на Сарагосском оборонительном обводе. Прорвать позиции неприятеля с ходу не удалось. К этому времени в 3-й ВА осталось не более 50 боеготовых бомбардировщиков и штурмовиков, в то время как ВВС неприятеля, усиленные поддержкой с авианосцев «Арроманш» и «Индепенденс», насчитывали более 200 самолетов. Недостаточными оказались и огневые силы советских армий, поскольку часть буксируемой артиллерии отстала на марше из-за плохого состояния дорог и диверсий РДГ противника. К тому же, из соображений гуманности было решено не применять ядерное оружие на территории Испании, что качественно ослабило огневые возможности на фронтовом и армейском уровнях.
Ставка ВГК, предвидя такое развитие событий еще в середине ноября, перебросила из состава Центрального и Южного фронтов, а также выделила из резерва на усиление войск ЮЗФ 2 танковые дивизии, 2 инженерные бригады, 3 артиллерийские и 2 ракетные бригады РГК. Также была предпринята переброска морской авиации с Балтийского ТВД.
Все перечисленные средства достигли ударных группировок ЮЗФ к 27 ноября.
К этому времени была проведена перегруппировка сил с таким расчетом, чтобы основной удар наносился в обход Сарагосы на Альканьис с дальнейшим выходом подвижных частей в тыл всей сарагосской группировке противника в общем направлении на Маранчон.
После тяжелого трехчасового боя оборона противника под Бухаралосом была прорвана и в прорыв были введены 2 танковые и 1 мотострелковая дивизии. Стремительно развивая успех, они за сутки продвинулись на расстояние 120 километров и, оседлав автостраду Сарагоса – Мадрид, вышли в тыл Сарагосской группировке противника.
Этот крупный успех советских войск вызвал быстрый коллапс обороны Сарагосы. Большая часть неприятельских соединений была полностью деморализована. Три испанские дивизии разбежались, Гвианский полк французского Иностранного Легиона сдался в плен в полном составе. Выйти из полуокружения в относительном порядке в общем направлении на северо-запад смогли только американские 25-я пд и один полк 101-й вдд. Падение Сарагосы 29 ноября, по замыслу советских политработников и испанских коммунистов, должно было послужить сигналом к началу народно-освободительного восстания против диктатуры генерала Франко, но в последнюю минуту Верховный Главнокомандующий Н.С. Хрущев попросил испанских товарищей проявить терпение.
Дальнейший ход событий подтвердил правильность принятого Н.С. Хрущевым решения. Несмотря на блестящий успех под Сарагосой, войска ЮЗФ были в целом обескровлены сражением за Южную Францию и битвой в долине реки Эбро, наблюдался острейший топливный дефицит.
Остаткам войск НАТО и их франкистским пособникам удалось удержать позиции перед Мадридом, на Гвадалахарском рубеже.
Для взятия Мадрида и окончательного завершения войны в Западной Европе была предпринята Мадридская наступательная операция, которая началась 15 декабря 1962 года, сопровождалась всеиспанским народно-освободительным восстанием и завершилась 19 января 1963 года падением Гибралтара – последнего оплота англосаксонского империализма в Европе."