kraw
Модостроитель
- Регистрация
- 11 Окт 2005
- Сообщения
- 2.095
- Благодарности
- 871
- Баллы
- 295
Долго я собирался сходить на фильм Орда. И, наконец, выбрался.
Фильм мне понравился. Но, сначала, скажу о его недостатках. Самое слабое место в фильме - сценарий. История главного героя митрополита Алексия получилась очень прямолинейная, стандартная, назидательная и дидактичная. И, откровенно говоря, совершенно лишняя. Хотя, именно из-за этой истории фильм и затевался.
Заметил я всего один откровенный ляп, у Алексия, оказались слишком хорошие зубы. Прямо как на рекламе зубной пасты. Хотя видно эти зубы всего в одной сцене и буквально доли секунды.
Есть небольшие неточности. Например, ханские посланники заезжают верхом в церковь. Этого просто быть не могло. Еще хан Узбек за такие дела просто казнил. Даже монголов. И при Джанибеке это положение было подтверждено.
Опять же ордынские воины ни разу не показаны в доспехах. По крайней мере в тяжелых доспехах их следовало показать. А их даже в кожаных стеганных доспехах не показали.
Но это все мелочи. Несмотря на эти недостатки, фильм великолепен!
Работа актеров просто безупречна. Сразу веришь, что видишь реальные события, что именно так все и происходило. Что именно так выглядели и вели себя исторические персонажи.
Операторская работа просто потрясающая! Это надо обязательно видеть и видеть именно на большом экране. Фильм того стоит.
Орда и ордынцы показаны с явной симпатией, но без идеализации. Это не злобные орки, но это и не валиноские эльфы. А Сарай-бату это не Мордор и не Нуменор. Это живые люди в конкретной исторической обстановке.
Несмотря на второстепенность персонажа, именно ханша Тайдула - главная героиня фильма (если таковой не считать саму Орду). Женщина властная и жесткая. На первый взгляд она не вызывает никакой симпатии, тем более, внешность у нее очень... своеобразная. Но по ходу фильма, и даже после его окончания, когда немного подумаешь, начинаешь понимать, что у нее болит душа за своих детей и внуков и, главное, за судьбу Державы - Золотой Орды. За судьбу своего народа. К ней приходят за благословением на ханство Джанибек и Бердибек. И если, скрепя сердце, она благословляет Джанибека, то Бердибеку она в благословении отказывает. Это не помешает тому стать ханом, что понимает Тайдула, она понимает, что рискует своей жизнью из за этого, казалось бы, ничего не значащего, отказа. И в этой сцене видна ее боль за своих убитых сыновей, за своего недостойного внука. Боль за Державу, которая соскальзывает к гибели. И она сама говорит, что не знает, что делать. А после уезжает верхом в ночь в финале фильма.
Интересно проследить и великих ханов, из которых показано трое.
Хан Танибек. Его убивают еще во время первого эпизода фильма. Но за то небольшое время, как он показан, видно, что это настоящий великий правитель. Великий хан-воин. Он может остроумно пошутить. Он виртуозно владеет саблей. Он говорит посланцам римского папы, что скоро Авиньон (а это время так называемого "авиньонского пленения" папы) скоро станет его пастбищем, а римского папу он, в знак уважения, сделает своим главным пастухом. И сразу безоговорочно ему веришь. Он сделает. И никто не сможет ему помешать. При этом, он не скрежещет зубами, не мечет из глаз молнии и тому подобное. Он от него исходит внутренняя сила. И не просто внутренняя сила, А сила великого правителя и завоевателя.
Ему на смену приходит хан Джанибек. Это тот хан, которого на Руси называли "добрый царь Джанибек". Как человек, он симпатичен. По детски радуется фокусам и приходит в ярость при их разоблачении. Тоже любит хорошую шутку. Наверняка и саблей владеет хорошо (правда, в фильме это не показано), Работает над укреплением державы (показали, как он испытывает пушку, намереваясь вооружить пушками свою армию). Но движение на запад остановилось. Тайдула пытается убедить его отправиться в новый поход, поскольку нельзя монголу останавливаться, чтобы не погибнуть. И он понимает это, но поход так и не начинает. И он сильно отличается от Танибека. Не видно в нем той внутренней силы. Да и вес у него явно избыточен. Он слишком увлекается внешними атрибутами власти. Например, воздвигает себе трон. Без чего обходились его предшественники. Это пока не изнеженность и культ роскоши. Это пока всего лишь простительные человеческие слабости. Но в Джанибеке не видно великого правителя великой державы.
И третий хан - Бердибек. Этот уже явный вырожденец. Мы не видим ни одной живой эмоции. Его лицо густо покрыто белилами и сам он похож не на живого человека, а на китайского болванчика. Даже не понятен пол этого существа, пока его не называют по имени. И момент, когда в конце фильма он приезжает к Тайдуле, чтобы та благословила его на трон, когда та отказывается, у Бердибека вырываются истерические нотки "Я все равно стану великим ханом!". Единственная живая эмоцию у этого персонажа. Нукеры его ему под стать. Все в черной нелепой одежде, с выбеленными лицами, делающими их похожими на персонажей комедии дель-арте. Такой контраст с нукерами Танибека и Джанибека - настоящими воинами.
И дальше, через несколько месяцев, Бердибек был убит и началась "великая замятня" в Орде...
Есть в фильме второстепенный персонаж - сотник Джанибека Тимер.
Настоящий степной рыцарь. Не гротескный Конан-варвар, не вальтерскотовский приглаженный и причесанный Айвенго. А самый настоящий воин. Такого человека хорошо числить в друзьях и плохо во врагах. На него всегда можно положиться. Он всегда выполнит свой долг и никогда не совершит подлости. И вместе с тем он - обыкновенный живой человек. Золотордынская степь для него дом. Золотая Орда его Родина. И ему далеко не нравятся те процессы, что происходят в ней. Ему претит мздоимство, которое расцветает в Сарай-бату. Он не дает ничего "таможеннику", который идет за ним, и канючит, чтобы тот "дал бы ему хоть что-нибудь". Тимер не показывает какого-то особого презрения ко мздоимцу, но из диалога не остается никаких сомнений в его отношении. Другое дело его диалоги с Алексием или с московским князем. Он относится с уважением к этим людям. Хоть они, вроде бы, зависят от него, но он ничем не показывается своего превосходства над собеседниками. И он достойно держится с Джанибеком. Нет никакого раболепия. Он знает себе цену и уважает себя.
Интересно показан Сарай-бату. Грандиозный город. Но очень неуютный. Резкий контраст с окружающей степью. Если ханы живут в городе, Тайдула живет в простой юрте вдалеке от него. Тимера этот город давит и он дышит полной грудью оказавшись в степи.
Принято считать Орду врагом Руси. Принято говорить о "татаро-монгольском иге". Фильм объективно работает на разрушение устоявшихся стереотипов, на разрушение "черной легенды". При помощи этого фильма лучше понимаешь те непростые и далеко не столь однозначные взаимоотношения между Русью и Ордой. Надеюсь, это не последний фильм на эту тему. Все-таки, кто бы что ни говорил, но Россия наследует не только владимирскую и Киевскую Русь, но и Золотую Орду. Но это уже совсем другая история.
PS: Но вот что мне совсем не понравилось, так это то, что перед фильмом мне за мои же деньги показывали рекламу. Ну ладно показывали анонсы новых фильмов. Традиция такая, ничего не поделаешь, но от рекламы жвачки, телефонов и тарифов могли бы меня избавить. Все-таки я деньги за кино плачу. Это не бесплатное телевидение.
Фильм мне понравился. Но, сначала, скажу о его недостатках. Самое слабое место в фильме - сценарий. История главного героя митрополита Алексия получилась очень прямолинейная, стандартная, назидательная и дидактичная. И, откровенно говоря, совершенно лишняя. Хотя, именно из-за этой истории фильм и затевался.
Заметил я всего один откровенный ляп, у Алексия, оказались слишком хорошие зубы. Прямо как на рекламе зубной пасты. Хотя видно эти зубы всего в одной сцене и буквально доли секунды.
Есть небольшие неточности. Например, ханские посланники заезжают верхом в церковь. Этого просто быть не могло. Еще хан Узбек за такие дела просто казнил. Даже монголов. И при Джанибеке это положение было подтверждено.
Опять же ордынские воины ни разу не показаны в доспехах. По крайней мере в тяжелых доспехах их следовало показать. А их даже в кожаных стеганных доспехах не показали.
Но это все мелочи. Несмотря на эти недостатки, фильм великолепен!
Работа актеров просто безупречна. Сразу веришь, что видишь реальные события, что именно так все и происходило. Что именно так выглядели и вели себя исторические персонажи.
Операторская работа просто потрясающая! Это надо обязательно видеть и видеть именно на большом экране. Фильм того стоит.
Орда и ордынцы показаны с явной симпатией, но без идеализации. Это не злобные орки, но это и не валиноские эльфы. А Сарай-бату это не Мордор и не Нуменор. Это живые люди в конкретной исторической обстановке.
Несмотря на второстепенность персонажа, именно ханша Тайдула - главная героиня фильма (если таковой не считать саму Орду). Женщина властная и жесткая. На первый взгляд она не вызывает никакой симпатии, тем более, внешность у нее очень... своеобразная. Но по ходу фильма, и даже после его окончания, когда немного подумаешь, начинаешь понимать, что у нее болит душа за своих детей и внуков и, главное, за судьбу Державы - Золотой Орды. За судьбу своего народа. К ней приходят за благословением на ханство Джанибек и Бердибек. И если, скрепя сердце, она благословляет Джанибека, то Бердибеку она в благословении отказывает. Это не помешает тому стать ханом, что понимает Тайдула, она понимает, что рискует своей жизнью из за этого, казалось бы, ничего не значащего, отказа. И в этой сцене видна ее боль за своих убитых сыновей, за своего недостойного внука. Боль за Державу, которая соскальзывает к гибели. И она сама говорит, что не знает, что делать. А после уезжает верхом в ночь в финале фильма.
Интересно проследить и великих ханов, из которых показано трое.
Хан Танибек. Его убивают еще во время первого эпизода фильма. Но за то небольшое время, как он показан, видно, что это настоящий великий правитель. Великий хан-воин. Он может остроумно пошутить. Он виртуозно владеет саблей. Он говорит посланцам римского папы, что скоро Авиньон (а это время так называемого "авиньонского пленения" папы) скоро станет его пастбищем, а римского папу он, в знак уважения, сделает своим главным пастухом. И сразу безоговорочно ему веришь. Он сделает. И никто не сможет ему помешать. При этом, он не скрежещет зубами, не мечет из глаз молнии и тому подобное. Он от него исходит внутренняя сила. И не просто внутренняя сила, А сила великого правителя и завоевателя.
Ему на смену приходит хан Джанибек. Это тот хан, которого на Руси называли "добрый царь Джанибек". Как человек, он симпатичен. По детски радуется фокусам и приходит в ярость при их разоблачении. Тоже любит хорошую шутку. Наверняка и саблей владеет хорошо (правда, в фильме это не показано), Работает над укреплением державы (показали, как он испытывает пушку, намереваясь вооружить пушками свою армию). Но движение на запад остановилось. Тайдула пытается убедить его отправиться в новый поход, поскольку нельзя монголу останавливаться, чтобы не погибнуть. И он понимает это, но поход так и не начинает. И он сильно отличается от Танибека. Не видно в нем той внутренней силы. Да и вес у него явно избыточен. Он слишком увлекается внешними атрибутами власти. Например, воздвигает себе трон. Без чего обходились его предшественники. Это пока не изнеженность и культ роскоши. Это пока всего лишь простительные человеческие слабости. Но в Джанибеке не видно великого правителя великой державы.
И третий хан - Бердибек. Этот уже явный вырожденец. Мы не видим ни одной живой эмоции. Его лицо густо покрыто белилами и сам он похож не на живого человека, а на китайского болванчика. Даже не понятен пол этого существа, пока его не называют по имени. И момент, когда в конце фильма он приезжает к Тайдуле, чтобы та благословила его на трон, когда та отказывается, у Бердибека вырываются истерические нотки "Я все равно стану великим ханом!". Единственная живая эмоцию у этого персонажа. Нукеры его ему под стать. Все в черной нелепой одежде, с выбеленными лицами, делающими их похожими на персонажей комедии дель-арте. Такой контраст с нукерами Танибека и Джанибека - настоящими воинами.
И дальше, через несколько месяцев, Бердибек был убит и началась "великая замятня" в Орде...
Есть в фильме второстепенный персонаж - сотник Джанибека Тимер.
Настоящий степной рыцарь. Не гротескный Конан-варвар, не вальтерскотовский приглаженный и причесанный Айвенго. А самый настоящий воин. Такого человека хорошо числить в друзьях и плохо во врагах. На него всегда можно положиться. Он всегда выполнит свой долг и никогда не совершит подлости. И вместе с тем он - обыкновенный живой человек. Золотордынская степь для него дом. Золотая Орда его Родина. И ему далеко не нравятся те процессы, что происходят в ней. Ему претит мздоимство, которое расцветает в Сарай-бату. Он не дает ничего "таможеннику", который идет за ним, и канючит, чтобы тот "дал бы ему хоть что-нибудь". Тимер не показывает какого-то особого презрения ко мздоимцу, но из диалога не остается никаких сомнений в его отношении. Другое дело его диалоги с Алексием или с московским князем. Он относится с уважением к этим людям. Хоть они, вроде бы, зависят от него, но он ничем не показывается своего превосходства над собеседниками. И он достойно держится с Джанибеком. Нет никакого раболепия. Он знает себе цену и уважает себя.
Интересно показан Сарай-бату. Грандиозный город. Но очень неуютный. Резкий контраст с окружающей степью. Если ханы живут в городе, Тайдула живет в простой юрте вдалеке от него. Тимера этот город давит и он дышит полной грудью оказавшись в степи.
Принято считать Орду врагом Руси. Принято говорить о "татаро-монгольском иге". Фильм объективно работает на разрушение устоявшихся стереотипов, на разрушение "черной легенды". При помощи этого фильма лучше понимаешь те непростые и далеко не столь однозначные взаимоотношения между Русью и Ордой. Надеюсь, это не последний фильм на эту тему. Все-таки, кто бы что ни говорил, но Россия наследует не только владимирскую и Киевскую Русь, но и Золотую Орду. Но это уже совсем другая история.
PS: Но вот что мне совсем не понравилось, так это то, что перед фильмом мне за мои же деньги показывали рекламу. Ну ладно показывали анонсы новых фильмов. Традиция такая, ничего не поделаешь, но от рекламы жвачки, телефонов и тарифов могли бы меня избавить. Все-таки я деньги за кино плачу. Это не бесплатное телевидение.