Эванурис - это эльфийские боги, которые по сути поработили собственную расу. Но по факту Эванурис не были богами в широком смысле этого слова, правильнее их назвать чрезвычайно могущественными магами, которые черпали свою силу из тени напрямую, т.к. завесы в то время не было. Сами же эльфы в те времена были доминирующей расой в Тедасе. Отсюда и будем плясать.
Все Эванурис в целом были сволочами и грызлись за власть между собой. В ходе этих междоусобиц одна из Эванурис, Митал, была убита, и тогда другой Эванурис - ФенХарел, решил отомстить за неё, а заодно и эльфов от угнетения Эванурис освободить, и создал завесу, заперев остальных Эванурис в Тени. Из-за завесы магией стало пользоваться гораздо сложнее, эльфы потеряли своё бессмертие (т.к. они черпали его из Тени напрямую) и ослабли. И именно в результате этого ослабления эльфов завоевал Тевинтер. Сам же ФенХарел погрузился в сон, но к моменту событий "Инквизиции" он пробудился и вселился в эльфа по имени Солас. Но и Митал не была убита в полной мере, её дух оставался жив (по типу как и души драконов-архидемонов не умирают, если просто убить плоть), и этот дух вселился... в Флемет.
Очнувшись после многовекового сна и более или менее разобравшись в том, что произошло в Тедасе за это время, Солас (ФенХарел) осознал, что создание завесы было ошибкой, т.к. эльфы, как раса, от этого только проиграли, и задумал разрушить завесу. Сделать это можно только с помощью Сферы Разрушения. Но прежде, чем её использовать, сферу нужно зарядить в ходе довольно сложного ритуала, а у самого Соласа магических сил на это нет. Поэтому он задумал использовать для этого Корифея.
А кто такой Корифей? А это один из тех драконьих жрецов, которые во времена величия Думата и других драконов, были призваны своими повелителями в Тень (это произошло, когда завесы ещё не было, но драконы во главе с Думатом постепенно уже стали возвышать людей, а эльфы были слишком заняты междоусбицами Эванурис), заразились там скверной и стали первыми порождениями тьмы. Но дело в том, что эти жрецы в отличие от других обычных порождений тьмы не теряли свою волю и разум. Первым из таких падших жрецов в серии игр был Архитектор (ДЛЦ "Пробуждение" на ДАО), его план был в том, чтобы сделать порождений тьмы разумными путем вливания в них крови серых стражей и постепенно примирить порождений тьмы с людьми, убив при этом всех спящих под землёй драконов, которые потенциально могли стать новыми архидемонами. Корифей же - это второй жрец, с которым мы встречаемся в серии игр. Первая встреча с ним происходит во второй части игры, в ДЛЦ "Наследие". По сюжету мы убиваем Корифея, но его душа вселяется в тело одного из серых стражей (т.к. их тела заражены скверной в результате ритуала посвящения; механизм здесь тот же, что с душами архидемонов, с той лишь разницей, что душа падшего жреца не убивает серого стража). Таким образом, Корифей остается жив, и именно с его помощью Солас (ФенХарел) задумал зарядить сферу разрушения. Корифей же хочет попасть снова в Тень, добраться до Золотого города, который по идее к этому моменту уже давно Темный, обрести силу богов (по идее Эванурис) и получить мировое господство. Но в Тень Корифей попасть не может из-за завесы. План Соласа был в том, чтобы дать Корифею завладеть Сферой Разрушения, затем дать ему возможность зарядить её и в ходе этого ритуала Корифей должен был погибнуть, после чего Солас воспользовался бы сферой и разрушил завесу. Но Солас просчитался, ведь Корифея просто так не убить. К тому же тут еще и протагонист "Инквизиции" в план вклинился по случайности.
В ходе замеса Корифея и Матери Доротеи (она же Жустинья V) протагонист подбирает Сферу Разрушения, та оставляет на нём метку и даёт способность управлять завесой. После этого в результате магического взрыва ГГ и Доротею затягивает в Тень, а все остальные участники замеса помирают (Корифей умирает, но опять не совсем). Далее замес продолжается уже в Тени, Доротею атакуют демоны, но в последние минуты жизни она успевает выпихнуть ГГ из Тени в реальный мир. ГГ теряет память, а очевидцы его повления из Тени утверждают, что видели женский силуэт, который прислал ГГ из тени. Все решают, что это была сама Анжрастэ и на основании этого ГГ принимают в отряд инквизиции, где заправляют Кассанда и Лилиана. В этом же отряде вскоре оказывается и Солас, который учит ГГ пользоваться силой метки, дабы закрывать разрывы в завесе. Солас делает это не по доброте душевной, а сугубо из рассчета, чтобы не дать Корифею войти в Тень. Далее равернуться события третьей части "Инквизиция" в ходе которой нужно будет заручиться поддержкой или магов или храмовников, чтобы прекратить войну между ними. Поддержкой обоих заручиться нельзя, т.к. параллельно с нашей условно миротворческой миссией действует и Корифей, который наоборот пытается сохранить вражду.
Все приключения из "Инквизиции" я описывать не буду, остановлюсь лишь на том, что наиболее тесно связано с лором. Это приключение в Орлее, где мы встречаем Морриган (она придворная чародейка теперь). С её помощью мы узнаём про магическое зеркало Эллувиан, с помощью которого можно попасть в Тень даже через завесу. В поисках Эллувиана мы находим эльфийский источник памяти, который содержит в себе многовековые знания эльфов ещё со времён, когда Эванурис не были заперты в Тени. В ходе очередного замеса с Корифеем из этого источника пьёт либо ГГ, либо Морриган, т.к или иначе зания эльфов теперь у нас. Но есть нюанс, выпивший из источника по сути становится рабом Митал.
С помощью знаний из источника, мы узнаем секрет бессмертия Корифея. Когда-то он осквернил одного из драконов красным лириумом, по сути создав некое подобие архидемона (только без способности брать под контроль всех порождений тьмы), и именно жизнь этого дракона даёт Корифею способность переселяться в тех, чья плоть носит скверну. Если убить этого дракона, то Корифей станет смертным.
И тут есть довольно важный кусок лора, который связан с ДЛЦ аж первой части игры. Если Морриган родила ребёнка с душой дракона от Серого Стража, то этот мальчик, Киран, во-первых, будет путешествовать вместе с Морриган, а во-вторых, в какой-то момент начнёт слышать зов Флемет. При встрече ГГ, Морриган и Кирана с Флемет, та предложит Морриган отдать сына в обмен на собственное спокойствие, или не отдавать его в обмен на то, что Моориган станет новым сосудом для неё. При попытке атаковать Флемет, она парлизует либо ГГ, либо Морриган в зависимости от того, кто пил из эльфийского источника, и объясняет, что она и есть Митал. Морриган соглашается стать сосудом для дальнейшей жизни Флемет (Митал), но тут выясняется, что бабушка просто шутила и никогда не собиралась вселяться ни в Кирана, ни в Морриган. Она вытягивает из Кирана душу дракона, делая его обычным человеком, а взамен учит Морриган превращаться в дракона или дарит способность ГГ вызывать дракона. С помощью этих знаний отряд инквизиции убивает сперва лириумного дракона, а затем и Корифея.
Далее важна концовка. Солас (ФенХарел) встречается с Флемет (Митал), они трогательно беседуют, прощаются, почле чего Солас вытягивает всю жизненную силу Флемет, включая душу дракона, которую она забрала у Кирана. Это делается для того, чтобы как-то с помощью всего этого накопленного магического наследия помочь эльфийской расе.
ДЛЦ к "Инквизиции" не столь ёмкие по лору, как в предыдущих частях, но одно изх них отметить всё же стоит. В нём нужно сделать выбор, что делать с Инквизицией (упразднить или передать в ведение церкви), дать по шапке обуревшим кунари, задумавшим очередное вторжение (на этот раз с целью убить своего давнего врага ФенХарела) и узнать всю правду о Соласе (ФенХареле). По итогу гг лишится руки с меткой, дабы она вовсе не убила его, а Солас (ФенХарел) уйдёт, оставив на домыслие, что же теперь будет с миром, когда он обрел такую силу.
Полагаю, зная всё это, теперь будет проще ориентироваться в лоре из новой части.