В одном из укромных мест, доступных уже в начале игры, находим книгу. Из текста следует, что это один из томов некоего трактата (но не 1-й том и не последний). Трактат может быть посвящён чему угодно: боевым искусствам, совершенствованию своего тела или духа, кузнечному ремеслу, алхимии, магии и т.п.
Соответственно, прочтение всех томов трактата даёт повышение какого-то параметра/навыка, позволяет (при знании основ ремесла) изготовить уникальное оружие, усилить доспехи или что-то ещё в этом духе.
После нахождения одного из томов получаем запись в дневник о том, что неплохо бы отыскать остальные. Находить их можно в произвольном порядке, главное - в конце концов собрать и прочесть все.
Другие тома запрятаны гораздо дальше, в том числе в других локациях. Но желательно, чтобы их можно было отыскать не позднее 3-4 главы, чтобы вся затея не потеряла смысл по причине близкого окончания игры. Тут уже надо смотреть по балансу и т.п.
Некоторые тома находим сами, чисто случайно (было бы идеально, если бы для каждого из таких томов было по 2-3 возможных местонахождения, выбираемых рендомно при первом запуске игры или начале квеста - если такое возможно реализовать, конечно). Но на 1-2 тома из этого собрания можно выйти, лишь расспросив (подкупив, уговорив, запугав, обманув, оказав помощь) кого-то из персонажей - книги находятся в запертых сундуках, которые нельзя взломать отмычкой и надо достать ключ, или зарыты в местах, которые никак не обозначены и их можно вычислить лишь считая шаги в нужном направлении (клад активируется лишь после диалога с нужным НПС), или ещё где-нибудь в том же роде. Здесь рендом тоже приветствуется, причём в данном случае реализовать его точно возможно.
На нужных персонажей выходим по мере нахождения других томов, которые доступны для случайного нахождения. Имя персонажа может быть среди пометок на полях, в записке у найденного рядом с книгой скелета и т.п. - вариантов масса.
Когда все книги собраны, последний из томов прочитан, то квест закрывается. При этом наш ГГ, естественно, становится более сильным, или более ловким, или более способным в магии, или лучше сражается, или получает возможность изготовить предмет с уникальными свойствами.
Само собой, несколько таких квестов можно запустить параллельно - одна серия книг повышает навык, другая параметры, третья - учит изготовлению оружия или редкого алхимического снадобья и т.п.
Квесты можно усложнить и сделать более увлекательными массой различных способов:
К примеру, получив чертёж или рецепт изготовления уникального предмета, мы получаем также запись о требуемых для этого очень редких материалах или ингредиентах. Также в дневнике появляются мысли ГГ о том, где такие вещи можно достать, у кого купить/выпросить/украсть/выменять и т.д. Таким образом нахождение каждого из ингредиентов само по себе может стать отдельным квестом, который вполне можно сделать многовариантным по способу выполнения и концовке (нужная вещь может оказаться одновременно у разных персонажей, но даст её только один - смотря каким способом игрок будет проходить квест).
Ещё один вариант. Чтобы повысить магические способности или изготовить магический артефакт, недостаточно прочесть книги, нужно провести сложный и опасный обряд. Его подготовка и проведение также может стать неплохим квестом.
Возможно и такое: как только ГГ получает сведения, содержащиеся в книгах, или изготавливает с их помощью предмет, или ещё что-то в том же духе, у него начинаются странные неприятности. В итоге выясняется, что некий персонаж или группа персонажей также претендует на книги и содержащиеся в них сведения. Они сочли ГГ конкурентом и решили его устранить, а заодно ограбить. Тут можно с ними договориться, выследить и перебить их, сдать страже, подсунуть им фальшивые книги и т.п.
Вместо книг могут быть куски карты. Как только отыщим все, несём обрывки, например, Брахиму, и он за умеренную плату перерисовывает карту на новый лист пергамента. Теперь идём к Фариму, Скипу или ещё кому-нибудь, договариваемся, и он отвозит нас на указанный на карте островок (которых много раскидано по базам ресурсов), где мы находим клад, или узнаем о древней и жуткой тайне, или встречаемся и с интересным персонажем и получаем от него новые квесты, или... Словом, тут можно придумать что угодно.
В итоге получаем уже целую линейку оригинальных заданий, не выстраивая при этом шеренгу квестодателей при выходе из башни Ксардаса.