В изначальной Г3 при сражении с людьми, нежитью и орками в ближнем бою противника реально можно было закликать, а если противников несколько, то не бояться ударов в спину. При этом даже самые слабые мобы, такие как падальщики, кабаны, шершни и вараны, могли просто растерзать даже прокаченного ГГ серией своих ударов/укусов. Дальний бой был выполнен на более высоком уровне, но баг с пролетающими сквозь противников стрелами, в которых стреляешь едва ли не в упор, жутко бесил.
---
В Г1 и Г2 против ряда противников надо было применять определенную тактику в ближнем бою (волков ловить на выпаде, от орков и мракорисов использовать отскоки и т.п. С одной стороны, вроде как надо думать. Но с другой вся думалка заканчивается с более или менее увесистой прокачкой силы и достижения мастерского уровня владения оружием ближнего боя. При чем двуручное оружие реально круче одноручного только в Г1, т.к. позволяет со многими противниками расправиться на безопасном расстоянии (например с остерами), в Г2 одноручка рулит однозначно. При чем в оригинале Г2 мастерский уровень владения можно прокачать не так быстро, т.к. мобов немного (у меня обычно это получалось к концу 2-й, началу 3-й главы, хотя я тогда еще был зеленым новичко в этой игре). А в аддоне Ночь Ворона, несмотря на фишку с удорожанием цены прокачки по очкам обучения, этого можно достичь и в начале 2-й главы, а то и в 1-й, если заниматься зачисткой местности Хориниса по полной.
Мастерство владение оружием и сила в Г1 и Г2 решает очень многое. Для этого даже задротствовать не обязательно. Я как-то вырезал город орков в Г1 в 1-й главе, держа в руках меч Шрама и имея мастерский навык владения одноручкой. И плевать, что мой ГГ был в штанах рудокопа. Главное орков выманивать по одному и не подставляться под их удары. Умер я за всю зачистку раза 3. Чтобы прокачать силу до такой величины в 1-й главе тоже много ума не надо. Просто следуйте этому пути получения оружия:
меч наказание рудокопа (покупаем у Фиска) - меч воина (крадем со стойки оружия в замке Гомеза) - топор Силаса (забираем в Новом лагере с избиенного Силаса) - топор Ларса (получаем аналогично топору Силаса) - меч Равена (караулим, пока барон останется один ночью и бьем его (можно предварительно заморозить свитком ледяной глыбы) - меч Шрама (аналогично мечу Равена). А сила качается за истребление фауны Миненталя, за избиение жителей лагерей, за квесты.
Дальний бой в Г1 и Г2 был сделан неудачно. Целится в противников вообще не нужно, прокачав до уровня "мастер" можно было как из пулемета снимать всех и вся. А в Г2 в купе с 5 минутным зельем ускорения - это вообще превращалось в чит, если экипирован лук на 140-160 урона.
---
Наконец Г3 в нынешнем виде. Все безобразия от изначального варианта пофиксили. Теперь реально надо думать с кем бодаться в ближнем бою и есть противники, к которым без прокачки и мощного оружия лучше не лезть. Дальний бой, однако, стал читом. Я конечно не играл в версию 1.75, но на 1.73-1.74 я смело мог с третьим по мощности луком в игре снять кольцо осады с Венгарда, тупо бегая и расстреливая бедолаг орков. Проблемно было только с шаманами. Играл я, кстати, на среднем, а потом и на тяжелом уровне сложности. Так что отыгрыш за ловкача - это сила в данном случае.
---
Вот собственно и все. Закликивание в чистом виде есть только в изначальной Г3. В Г1 и Г2 боевка умнее, но с точными схемами боя с каждым противником, которые при прокачке мастерства владения оружием и силы вовсе теряют актуальность. В нынешнем варианте Г3 боевка ближнего боя сама интересная.