Я вот например считаю самыми ценными и часто применяемыми "Огненный шар" и "Ледяную глыбу". Потому еще, что их можно раздобыть практически с самого начала игры, даже не становясь магом - просто укокошив огненного и ледяного големов и экипировав их сердца. Файербол позволяет отстреливать издалека опасных тварей, в том числе ищеек и гарпий- они прекрасно горят. Глыба же позволяет отфигачить оружием практически любого противника, пока он в заморозке. Правда, иногда мажет по движущейся мишени.
Из других заклинаний отмечу "Лечение", практически убирающее нужду в еде и эликах здоровья, "Смерть нежити", гарантированно валящее почти любую немертвую тварь, кроме, почему-то, магов-призраков - видимо, в них сложно попасть, "Ледяную волну" - отличное заклинание, увы, доступное весьма поздно и требующее пятого круга магии. "Телекинез" иногда нужен по сюжету. "Огненный шторм" - улучшенная версия файербола, но группы врагов для него попадаются нечасто. "Огненный дождь" в первой Готике практически бесполезен на момент его получения - сто урона по площади просто ни о чем, да и кастуется долго, а любое попадание сбивает концентрацию. "Кулак ветра" лично мне пригодился всего один раз - когда я с его помощью скинул со спуска вниз Яна, вырезая Старую шахту. Как боевое заклинание он совершенно бесполезен. Заклинания вызова нежити,демонов и големов использовал исключительно для получения дополнительной экспы.
Из заклинаний превращений отмечу превращение в мясного жука, позволяющее проползать под закрытыми дверями и решетками, так же можно для проникновения использовать и другие заклинания превращений, но не всегда выходит. Превратившись в шершня можно падать с любой высоты без риска разбиться.
Ну и руны телепортации в лагеря и башню Ксардаса.