Сюжет построен на английском ученом-картографе, который бежит из своей страны из за того что закрутил роман с дочерью какого-то лорда, ну и еще потому, что картографу логично исследовать мир. Таким макаром он попадает в тот самый хутор, где происходили события повести Гоголя, фильма 67 года. Что будет удивлять весь фильм, так это практически полное знание английским картографом русского языка. Актер, Джеймс Флеминг, в свою очередь, говорить будет на ломанном русском, что всегда смешно звучит из его уст, и будет добавлять пару фраз на английском. Откуда в те времена какой-то картограф настолько знал язык, не объясняется. Более того, в самом хуторе никто не шпрехает на английском, кроме одного паренька из окружения головы деревни. Вернее, ему удается читать по английски дневник картографа, а вот слов от самого Флеминга он не понимает. Это странно.
Местный священник Таисий держит почти всех селян в своих руках, (люди ведь в те времена всему на слово верили), когда он обнаруживает Хому Брута, то объявляет церковь проклятой, и требует заколотить ее. Дабы избежать нападок нечисти сам хутор окружается частоколом, и крестами, дабы создавался некий святой барьер, чтобы твари не проникли в деревню.
Проходит 1 год, пан Сотник, являющийся головой деревни, уже сильно желает таки открыть церковь и узнать что там с его дочерью. Священник продолжает уверять его что место проклято и туда входить нельзя.
Однако фильм нам перед этим показывает весьма любопытные факты - Сотник обещал Хоме Бруту 1000 червонцев за отпевание своей дочери-ведьмы, и мешочек с монетами передал священнику, чтобы тот на третье утро вручил их Хоме. Но Таисий оказывается жадным до денег, увидев бездыханное тело Брута он сразу орет что всё проклято, и выдворяет всех из церкви. Разумеется, мешочек с червонцами он забирает себе, попутно разделив его с двумя своими казаками-вышибалами, которые ему помогают. А пану Сотнику он говорит что выронил мешок в церкви, золото рассыпалось, когда они все в спешке бежали из церкви.
Так вот, в это время сюда невесть каким богом заносит нашего картографа Флеминга. Ему даже попадаются два хлопца по пути, как раз рассказывающие о событиях годичной давности - во что Флеминг, как ученый, разумеется совершенно не верит.
Однако его телега подвергается атаке каких-то, эээ, теневых волков(?), загорается, и в общем картограф попадает в хутор. Священник сразу тычет в него пальцем перед всеми жителями, что это посланник сатаны. Тем не менее пан Сотник пребывает в здравом уме и не ведется на принцип стада, приглашает Флеминга к себе на разговор. Там он узнает что тот умеет рисовать карты, и просит помочь - нарисовать карту местности вокруг хутора на ближайшие дали, ведь они казаки - ребята еще не сильно развитые в науке и технологиях, да еще и весь год уже живут в затворнической жизни, боясь что за их защитными крестами ждет нечистая сила. Сотник советует навестить заколоченную церковь, потому что та находится на холме, и с нее лучше всего можно обозреть окрестности.
Картограф соглашается, и вот здесь уже начинает нервничать священник - он понимает, что если англичанин попадет в церковь, то сразу увидит, что там нигде не валяется рассыпавшихся золотых монет. А еще он понимает, что Сотник то обязательно спросит это у картографа. Ведь пан больше хочет узнать о своей дочери, нежели заиметь какую-то карту.
Ночью друзья-вышибалы Таисия отпаивают Флеминга обильными дозами горилки и самогона, после чего вдруг превращаются в жутких мутантов, кто-то ходит без головы, кто-то бегает на руках половиной туловища, и повсюду летают глючные, напоминающие пчел бесята, размером с кулак, летать и стрекотать. Потом всё сливается в какие-то отростки и щупальца и появляется Вий, который, нет, не убивает Флеминга, а говорит ему что тот должен спасти душу Паночки, погибшей и до сих пор лежащей в церкви дочери Сотника. То есть Вия нам здесь показывают чем-то навроде доброго духа болот и лесов.
Навидавшись такого страху, Флеминг почему-то не руководствуется логикой, и не пытается убежать из хутора, а спокойно идет к церкви рисовать карту для пана. Списывая увиденные ужасы на дурной сон и последствия алкоголя - он ведь ученый. Это подтверждается и тем, что казаки, которые ночью превращались в нечисть, утром ходят живые и здоровые. Позже выяснится что селянами не без помощи священника Таисия в самогон картографу были подмешаны всякие травки, чтобы вызвать у того жуткие глюки, в надежде что тот покинет деревеньку.
Таисий продолжает нервничать, понимая, что его власти может прийти конец - он всякими святыми и эпическими речами продолжает настраивать народ как против Флеминга, так и против пана Сотника. Безголовый народ ему верит. Для пущего убеждения священник крадет из тайника то самое золото (предназначенное в награду Хоме), которое отдавал своим вышибалам, из за чего оба вышибалы начинают считать в краже друг друга, и первый закалывает второго. Таисий обвиняет в этом неудачно вертевшуюся рядом немую девушку, а выживший вышибала поддерживает его. И народ всем хутором ломится распячивать ведьму на крест - она ведь немая, юродивая, а разве святой отец может врать? Для тупых крестьян слова священников на Руси всегда были святыми, любых же немых, слепых, да юродивых, сразу старались оградить, это уже факторы.
Сотник пытается остановить беспредел, но его закалывают в спину. Флеминг же встречает Вия, или того, кого фермеры ошибочно принимали за Вия и нечисть - остатки овечьих шкур. Становится ясно что кто-то всё это время просто наряжался в овечьи шкуры, дабы выглядеть как демон, и пугал по ночам жителей, чтобы они верили в то, что вокруг их хутора бродит нечистая сила. Картограф пробивается в заколоченную церковь, где встречается с живым Хомой Брутом, который и являлся тем самым чудовищем. Вернее, простым человеком, переодевающимся в чудовище. Хома Брут не умер в ту ночь, отпевая Паночку, он просто потерял сознание от страха, но жадный до денег отец Таисий не стал в этом разбираться, ведь он хотел прихватить с собой 1000 червонцев, а, повторюсь, в те времена крестьяне никогда бы не усомнились в том, что священник может лгать. Тем самым Таисий ложно объявил Брута мертвым, а церковь - проклятой, чтобы туда никто не подходил и не узнал правду. Выбравшийся Хома пытался вернуться в хутор, встретиться с друзьями - но едва завидев его, жители принимали его за нечисть, за ожившего мертвеца, и начинали орать. Религиозная власть могла воротить горы.
А дальше выясняется страшная правда - год назад, в праздник Ивана Купала, когда молодые девушки выходили ворожить себе суженых-ряженых, Хома и познакомился с Паночкой. Они друг другу понравились. Но мир не без добрых людей, и даже святые падают в грехи, поддаются соблазну, жадности, зависти. Отец Таисий тоже возжелал Паночку, заглядывался на нее, а в ту ночь подглядывал как девушки купаются и плавают в озере, и это добило его - нарядившись в овечьи шкуры, он оглушил Хому Брута, и изнасиловал девушку, а потом избил ее, отчего та скончалась. Хома видел ее только мертвой, и здесь на него выпала огромная доля вины и страха, за то, что не смог спасти, он винил себя, думал что может быть это он сделал.
Здесь самая важная точка - этим логически и объясняется всё то, что происходило с Хомой в рассказе Гоголя "Вий". Хома был очень молодым парнем, его же принудили ТРИ НОЧИ отстоять с открытым гробом мертвой девушки. Вся нечисть, все видения, что там кружились и вертелись - это происходило в голове самого Хомы, от ужасной, давящей остановки, от страха.
(Я от себя скажу, если вы никогда не оставались в комнате с умершим человеком, то даже не представите что это такое. Я оставалась. И то в соседней комнате, и то видела лишь покрывало. Однако ближе к ночи мне начинало рвать крышу тысячей мыслей. А теперь представьте молодого Хому, и учитывая те стародавние времена, когда напугать человека можно было почти любым способом. И вот так, стоять рядом с гробом три ночи - нервы загнулись бы у любого человека.).
Отец Таисий признается в грехе, что не смог сдержаться на красивую девку, и пошел на это дело. Он пытается убить картографа, но в этот момент селяне, осознавшие благодаря адекватным казакам кто настоящий мерзавец, штурмуют церковь и во время удара не выдерживает подвешенный тяжелый крест и падает на священника.
На этом по сути конец, все счастливы что всё разрешилось, Брута приняли, (правда тело Таисия не нашли, очевидно он выжил и сбежал), избрали нового хорошего казака на должность головы деревни, ну а Флеминг поехал назад домой. В результате нам дают понять, что и волки черные были просто дикими волками (потому что перед этим картограф бухал горилку), и Вий с кучей бесят и казаков-мутантов был лишь плодом воображения (потому что картограф тоже бухал), и то что видел Хома, было лишь нагнетением вины и дикого страха от нахождения всю ночь рядом с мертвым телом. Да и Паночка ведьмой не была, она как и все молодые девушки ворожила, просто ей завидовали, она была очень красивой и дочерью пана головы.