Об этом цикле слышал немало, но почитать решил только теперь. Пока прочёл первую книгу и не пожалел.
Мир.
Вселенная книг представляет собой некую совокупность миров под названием Ожерелье. Соединены все миры незримой Нитью. Создали их некие демиурги, которые обитали в этой самой Этерне. Но она была каким-то (пока не знаю подробностей) образом уничтожена. В живых осталась группа бессметрных, но не всемогущих существ, прежде бывших людьми, в задачи которых входит защита миров Ожерелья от недоброй внешней силы, именуемой Чужое.
Но, если кто-то уже подумал, что речь в книге об этих существах, то он ошибся. Они где-то там, за пределами обычной жизни, идущей в мирах Ожерелья. Об этих демиургах и защитниках если где память и сохранилась, то лишь виде смутных легенд, порой вывернутых наизнанку.
Магия здесь, кстати, для большинства обитателей мира - всего лишь древние байки и бабкины сказки.
Непосредственно действие происходит в мире под названием Кэртиана, в основном в государстве Талиг (бывш. Талигойа) и окрестных странах (всё вместе именуется Золотыми Землями - похоже, это название материка). По типу культуры уровню социльно-экономического развития Талиг больше всего напоминает Европу века эдак XVI. Другим странам также можно найти более или менее близкие аналоги в земной истории. Однако все аналогии чисто антуражные, в целом мир достаточно оригинален.
Что особено приятно, прописан мир хорошо. Я бы даже сказал, очень хорошо - подробно, красочно, но при этом удивительно немногословно. Длинных занудных описаний нет, но при этом мир при чтении всплывает перед глазами во всей красе и множестве подробностей. Он живёт, дышит, влечёт, манит, несёт угрозу и таит загадки.
Собственно, это один из наиболее ярко прописанных миров, что мне встречались в фэнтези. Если сравнивать со "Стражем" Алексея Пехова, который мне тоже очень понравился, то у Камши, пожалуй, круче будет. Мир какой-то более цельный, что ли. При этом онн тоже суровый и мрачноватый, но прекрасный и притягательный.
Эльфов, орков, троллей, гномов и фей с крылышками там нет. Есть только люди (ну и ещё где-то должны быть те бывшие люди, о которых я упоминл выше). Правда, встречаются ещё и всяческие мистические сущности типа привидений, призраков, нежити и т.д. и т.п. Однако большинство обитателей Кэртианы с ними обычно не сталкивается. Своеобразная флора и фауна, в чём-то один-в-один как земная, а в чём-то совершенно отличная, тоже добавляет интереса и убедительности.
Первые страницы книги идут трудно из-за множества имён, названий и почих специфических терминов, которые автор разом вываливает на голову бедного читателя. Постоянно приходится залезать в сноски и возвращаться на предыдущие страницы, чтобы разобраться, кто есть кто. Но вскоре начинаешь чувствовать себя во всём этом обилии как рыба в воде. Мне это даже чем-то напомнило управление в первой "Готике" - сначала трудно, через час нормально, а потом управление в большинстве других игр кажется каким-то урезанным и неполноценным.
Мир постоянно меняется, живёт и дышит. Ощущается, что в нём есть и обычная хозяйственная жизнь, а не только, как это часто бывает в фэнтези, отдельные города и прочие пункты на карте, где непонятно откуда появляется жратва и прочие блага. Здесь в целом понятно, хоть и без лишних подробностей.
Сюжет.
Подробности раскрывать не буду, чтобы не портить удовольствие. Скажу только, что выстроен он правильно. Это действительно роман, а не повесть-переросток. Мы то и дело переносимся в пространстве и времени, смотрим на события глазами то одного, то другого персонажа.
Самый смак в том, что сформировавшаяся поначалу в мозгу оценка тех или иных персон и событий по мере развития действия может сменить оттенки, а то и вовсе поменяться на диаметрально противоположную. Но если это уже произошло, успокаиваться рано. Вероятнее всего, ещё через пару глав всё снова поменяется, как только раскроются новые подробности, герои явят очередную грань характера, произойдут неожиданные события.
Сюжет очень динамичен, но при этом события не валятся на головы читателя и героев как мусор из ведра. Ритм и темп выверены буквально математически.
Персонажи.
На мой взгляд, сильнейшая сторона книги. Главные герои - совершенно живые люди. Здесь почти нет ни однозначно плохих, ни безусловно хороших. У всех свои сильные и слабые стороны, все совершают ошибки, сомневаются, меняют мнение относительно тех или иных явлений, личностей и событий, побеждают, терпят поражения, проявляют малодушие, превосходят самих себя и всё время, постоянно развиваются.
Я бы сказал, что внимание к внутреннему миру героев здесь даже не на уровне лучших образчиков фэнтези, а скорее ближе к русской классике. Всё как-то ожень убедительно и откровенно - от диалогов до безжалостного препарирования мелких слабостей, которые герои порой скрывают от самих себя.
Приятно, что кроме главных героев, которые все, как водится, короли, герцоги, маркизы и графы, довольно живо прописаны простолюдины, представители полудиких племён и прочие "фоновые" персонажи.
Пока что, в первой книге, герои Камши дают сто очков вперёд разрекламированной "Игре престолов". Говорят, что несколько книг спустя всё немного портится. И, например, один товарищ по фамилии Алва оказывается слишком уж везучим. Но в первой книге всё строго "по плепорции", хотя он вообще такой - "мечта всех женщин". В принципе, ничего совсем уж запредельного, но если бы книгу писал мужчина, то этот тип мог бы получиться не таким смазливым и франтоватым, даже с сохранением остального уникального набора качеств (нет-нет, далеко не только положительных, отнюдь!).
И да, герои здесь тоже, бывает, мрут.
Интрига.
Здесь всё не просто хорошо, а виртуозно. На всём протяжении чтения тебя манит и дразнит целый сонм Жгучих Тайн. Кто такие гоганы на самом деле? Что скрывают руины Гальтары? При чём здесь крысы? А кошки? И что, Леворукий их всех побери, творится в этом долбаном Лаике, таком на первый взгляд унылом и заурядном, а на деле оказывающемся почище всяких там Хогвартсов?!
Но при этом желания заглянуть вперёд и скорее узнать, что там и как, не появляется. Потому что то, что происходит с героями здесь и сейчас, затягивает с головой и не даёт оторваться. Но при этом вопросы никуда не деваются, а тайны всё так же зовут и манят.
Язык.
Добротный такой, грамотный, лёгкий и живой. К тому же, автор время от времени вставляет разные редко используемые или считающиеся устаревшими слова, причём всегда употребляет их исключительно по назначению (что вообще, увы, редкость) и в строго выверенных дозах.
Итог.
Одна из лучших фэнтезийных книг, что мне доводилось читать. И в полном смысле слова литературное произведение.