Kup9: конечно ты во многом прав. Главная проблема, на мой взгляд, в том, что у Пираний не было ни средств, ни времени для того, чтобы они действительно могли полностью проявить себя и создать игру-шедевр. По сути Risen – это синтез тех старых наработок, из которых можно было быстро и недорого создать игру.
Между тем, надо отметить, что Готики, начиная со второй, уж точно, собирали широкую аудиторию, в том числе и многих любителей РПГ. Уже в первой были намеки на нелинейность, как никак - 3 полноценных лагеря и.т.д. Во второй было множество прекрасных нововведений, многие (а начиная с Ночи Ворона, большинство) квесты получили альтернативные развязки и пути прохождения. В игре был ряд способов обойти официальный баланс (например, в изначальной G2 сделав ставку на арбалет и используя многочисленные препятствия, на которые можно забраться, можно было уже во второй главе уничтожить всех осаждавших замок орков, правда, на сюжете это не отобразилось бы). В ней был реализован нормальный, просторный игровой мир, который слава богу не стали поганить нечистоплотными техническими решениями вроде дурацких забегов по подземельям и поиском рычагов в духе Tomb Rider, чтобы увеличить игровое время. В G3 вообще было ощущение полной свободы, во всяком случае, до того, как перед нами встал выбор из 3 вариантов (но, что ценно, он появляется уже к концу). Так же в ней, наконец-то появились нормальные заклинания, не зависящие от рун, свитков и прочих «костылей» (в противном случае получается глупость – каким бы сильным магом ты не был, сам по себе ты ни на что не способен). Так или иначе, но по ходу развития серии развивались и элементы РПГ в Готике. Поэтому логично и естественно, что от следующей игры Пираний ожидалось так же именно развитие, по сравнению с G3, особенно учитывая, как ее рекламировали - об этом ниже.
Теперь вернемся к нашим баранам – Risen заявлена именно как РПГ и пиарилась она в том же духе – «Инквизиция, повстанцы, колдуны, древние расы – выбери свою дорогу!», "Более 60 часов игры и множество вариантов прохождения". В реальности в игре 2 лагеря, да и то у них половина квестов одинакова (квесты Харбор-Тауна). Как у них хватило наглости заикнуться о магах как об отдельной «фракции», которая "так же присутствует в игре" мне вообще не понятно. Магия реализована безобразно – она не просто общедоступна (свитки), но и является обязательным условием прохождения – навыков, которые позволили бы альтернативно пройти ряд мест, не используя магию нет, что непростительно для РПГ. Принципиальных отличий и способностей у магов, по сути нет – свитки способны полностью заменить руны, а боевая магия доступна воинам ордена. Так же безобразно реализован и дальний бой – сделать оружие дальнего боя основным реально возможно не раньше 2-ой, а то и 3-ей главы (попробуйте уничтожить хотя бы банальную стаю простых волков с луком браконьера). А между тем в G2 на оружие дальнего боя можно было перейти практически сразу и оно имело приличный урон, а в G3, так же практически сразу можно было перейти на магию.
Если оценивать Risen беспристрастно, то, по сути, она деградировала до уровня G1, с лучшей графикой, системой управления и боя, но меньшим миром, всего двумя, да и то неполноценными фракциями (единственное принципиальное отличие фракций – это боевая магия), трехкопеечным сюжетом с дурным пафосом про очередного «спасителя» и бо'льшей линейностью (словом даже по сравнению с G1 – шило на мыло). Из G1 же вернулись даже безобразные забеги по подземельям с поиском рычагов/кнопок/бюстов и.т.д. Словом – это игра-заплатка, не принесшая ничего нового в жанр РПГ и многое потерявшая от G3, она отражает бедственное положение Пираний. Таких претензий не было бы, если бы разработчики честно все сказали, заявили и рекламировали бы игру как адвенчуру, но они сами избрали иной путь, отсюда и естественное недовольство. В самом деле, если сравнить ее основными конкурентами – NWN2, TES4, F3, да и с самой G3 – выглядит игра бледно. В этих играх интересные, нестандартные квесты и повороты сюжета – это азбука, а в Risen главные сюжетные квесты сводятся к набившему оскомину поиску n артефактов, да и остальные оригинальностью и неожиданными развязками, мягко говоря, не блещут. Даже сравнение с линейным Witcher не в пользу игры – хоть он и вышел намного раньше, но даже по графике я бы не сказал, что Risen его серьезно превосходит, а уж по сюжетным поворотам, возможностям проходить квесты разными путями и влиять этим на сам сюжет Witcher и вовсе на 100 шагов впереди.
Словом, помня Готики, симпатизируя пираньям и понимая их положение я могу лишь пожелать им, чтобы эта заплатка позволила бы им свое положение поправить, крепко встать на ноги и по-настоящему реализовать свой потенциал. Но пока что в игре, как она заявлена, я ничего по хорошему впечатляющего не увидел...
Derfflinger: речь само собой не о ГГ, а о ряде квестовых персонажей, например – инквизитор.