Фух! Забил ногами эту стервозную Мару и игру закончил. Может зря забил? И встречались-то всего два раза и лично мне она ничего плохого не делала. Ну, да ладно, игра закончилась. И теперь я имею полное право высказать о ней сугубо своё личное мнение. Скажу сразу - мне абсолютно безразлично мнение каких-то "аналитических" журналов и "признанных" знатоков. У меня есть
своё мнение и я не считаю, что понимаю в играх меньше или хуже "специалистов". Есть мудрая присказка о том, что критиком или аналитиком становится тот, кто сам лично сделать ничего не может и не умеет. В этом смысле лично для меня ценным является мнение Dimmel'a, чью работу я видел и пробовал, а не какого-то шут знает почему "известного критика".
Итак.
Прежде, чем изложить своё мнение, говорю сразу - графика и музыкальное сопровождение мне мало интересны. Поскольку за графикой я иду в кинозал, а музыку слушаю в плеере. Они интересуют меня только в той мере, в какой устают глаза или уши. И в этом смысле для меня графика что Risen1, что Risen2 через чур резка, глаза быстро устают. Ей бы немного сглаженности и пастельности, особенно на входах-выходах из пещер. Но это касается именно цветовой гаммы и сочетания цветов - видимо я о-о-очень северный житель.
Итак - сюжет. А что сюжет? Какого сюжета требуется для полного счастья? Собственно, весь сюжет и составляет цель игры. Да и вообще, всех сюжетов существует всего-то полтора десятка, о чём совершенно точно написал в начале 20-го века К.Чапек. И он же их все перечислил. С тех пор не изменилось ничего, кроме их художественного (текстового, графического, музыкального и т.п.) оформления. Но это же не делает сюжеты
новыми? Поэтому давайте сравнивать.
Готика, начиная с первой - некий ГГ, не понятно за что, оказывается в некоем месте заключения. "На зоне", как выражаются малолетние башибузуки.
Причём к самой зоне сразу же возникает куча вопросов - якобы туда есть вход, но нет выхода. А скажите в таком случае, каким образом из зоны забирается руда? Значит, выход есть, выход магический. Но скажите тогда, чего стоят все те маги, которые есть в "зоне", если они не могут понять, как именно этот вход-выход работает? Но, на эту муть с самого начала игры нам глубоко наплевать, потому что сюжет игры заключается в том, чтобы в этой зоне выжить. Желательно, с максимальным комфортом. Итак - главная цель это выживание в сконструированном создателями мире. А все эти Спящие и прочие непонятки просто средство для выживания, а не цель. Ну и, желательно, выжив, удрасть с "зоны" как можно скорее. Вот ради чего и строятся все приключения безымянного ГГ. Именно это и создаёт непередаваемую атмосферу Готикам - приспособление и выживание в созданном мире, по правилам, которые в нём действуют. И не надо петь песни про квесты - хорошо всё, что помогает выжить. Если нет денег (или руды) побежишь на другой край локации за вшивым листиком, если за него платят.
Risen, оба.
Некий безымянный ГГ не понятно за каким чёртом находится на корабле, который терпит крушение. В силу чего оказывается без порток выкинутым на берег. Какова его основная цель? Приспособиться к окружающему миру и выжить. А все эти титаны и прочие монстроиды это так, попутно. Гланое не в них, а в средствах выживания. Выживешь - будут тебе и титаны и спасение мира. И снова, о каких-таких "интересных" квестах может идти речь, когда без порток со ржавым мечом приходится пробираться по джунглям? Хорошо, если за плёвую услугу кто-нибудь хлебушком покормит.
Во втором Risen'e появляется некоторая осмысленность - спивающийся после спасения мира ( а может и не нужно было его спасать?) ГГ впрягается за понравившуюся ему барышню, помогая ей отыскать богатство её якобы отца. Якобы потому, что нормальные отцы детей не бросают.
И по ходу дела, попутно, изничтожаются всевозможные мостры и сама Мара. Хотя, повторюсь ещё раз, лично мне тётка ничего плохого не делала. О каких-таких "сложных и интересных" квестах может идти речь в подобной ситуации? Хотя я и не исключаю того, что эта помощь Петти есть результат установленного у меня дополнения про остров сокровищ и в оригинальной (основной) версии Risen'а всего этого просто нет. В таком случае основной целью ГГ становится помощь старому если и не другу, то сослуживцу. А не всё ли равно?
Теперь сравним со Skyrim'ом. Начало, вроде бы, похожее - некий ГГ, которому чуть не отчекрыжили голову, удирает с места казни и пытается выжить. Но... И это "но" принципиально. В Skyrim'е тебя никто никуда не гонит - можно засесть в каком-нибудь домишке или пещерке и просто шататься по миру, благо он огромный. А вот в Готиках и в Risen'ах этот номер не прокатит - быстро обожрешь на локации всё, до чего дотянутся руки и... И всё, игру можно заканчивать. Если не начнёшь разваваться сам и развивать свои умения, чтобы пройти дальше. И вундервафля, если повезёт её сразу найти, не поможет - либо не поднимешь, либо не сможешь воспользоваться. А в том же Skyrim'е с вундервафлей ты с самого начала царь и бог, никакого стимула к развитию и совершенствованию. Даже барахло быстро надоедает собирать, в отличие от готической серии, в которой это барахло просто необходимо, чтобы развить (купить) тот или иной нужных навык. Вот чтобы, играя в Skyrim, не заскучать совсем, ему и нужны запутанные и сложные квесты-задания. А на кой ляд они там, где и без них сложно и интересно?
Вот теперь о недостатках. Хотя это и не недостатки, а то, что лично мне показалось не логичным или криво исполненным.
1. Полная нелогичность в усовершенствовании оружия. Развил я, допустим, способность совершенствовать пистолеты. И что? Рецептов на усовершенстование за всю игру мне попалось ровно ОДИН штука. Причем тогда, когда я имел гораздо более могучий ствол. Но даже если бы он попался вовремя, то сделать его мне всё равно было бы не из чего. Зачем тогда этот геморрой нужен вообще? Тоже самое касается холодного оружия - клинок от королевского меча мне попался уже на Острове мёртвых. А зачем он нужен-то уже в это время, если у меня клинок раза в три сильнее по урону? Не знаю, может быть расположение всех гард и клинков случайным образом генерируется с началом новой игры, но это тоже глупость - не факт, что хороший клинок попадётся уже после того, как он уже не нужен за бесполезностью.
2. Куда делось железо?! И способность делать из него замки для оружия и стволы. Зачем они мне к самому концу игры, когда всё, что нужно я уже купил?
3. Почему нельзя усовершенствовать копьё? Матриалу для этого вагоны - кругом пальмы и бамбук.
А вообще, делаю такой вывод - Risen2 игра исключительно модопригодная. Поскольку изначально представляет собой сеть отдельных локаций-островов. Встраивай, что душе угодно. Не знаю, будет ли для этого какой-то инструментарий, но очень хотелось бы. И просто напрашиваются моды на исправление несуразиц с оружием. Ну что стоило в первой же локации добавить квест с легендой о крутом мече (или стволе), до которого о-о-очень трудно добраться. Но крутого в меру, само собой.
Не буду выставлять никаких оценок, но игра мне очень понравилась. Думаю, пройду её ещё не раз.