Наконец-то заставил себя поиграть в Risen 2, и он мне неожиданно понравился, во всяком случае, после прочтения отзывов я ждал гораздо худшего. Негативные отзывы, очевидно, вызваны тем, что люди ждали от игры второго Risen 1 или второй Готики 2. Готика 2 уже есть, и на её движке продолжают выходить новые приключения, зачем вам ещё одна? Давайте взглянем на игру объективно.
Во-первых, это приятный эксплор, во всяком случае, в первой половине игры. Во многих играх с открытым миром есть соблазн зачистить всю территорию до прохождения сюжета, после этого сюжет уже не впечатляет, и его плюшки пропадают даром. В том же Risen 1 после зачистки всего острова в первой главе играть становится скучно, та же проблема была у меня и в готиках. Есть другая крайность, как в ДА2, когда с новой главой мир надо эксплорить по новой - это ещё больший косяк. Здесь же всё замечательно - ты эксплоришь первый остров, заканчиваешь на нём сюжетные квесты и переходишь к эксплору второго с новыми плюшками и врагами... во всяком случае, до некоторых пор. На микроуровне построение, во всяком случае, первых островов тоже очень удобное - есть свобода, но при этом нет бестолковых и неудобных для эксплора пустырей, как тот же Варрант или окрестности Неморы, либо трёхэтажных лабиринтов Нордмара из Г3. Ну и наконец эксплор просто приятен по ощущениям, что самое главное
Во-вторых, интересный и приятный сеттинг, во многом напомнивший пиратов карибского моря, подкреплённый клёвой озвучкой - взять хотя бы перепалки капитанов на Антигуа, произношение Петти (Ass как Асс, слушаю - не наслушаюсь
или это Chu, chu, go away! от знахарки туземцев. Полагаю, многие потеряли эту прелесть, играя в б-гомерзкую локализацию (хотя английский тоже не оригинальный язык, но очевидно у них всё в порядке с актёрами).
Также понравилась необычная система прокачки, в которой деньги обрели, наконец, ценность, и их постоянная нехватка - это ещё один огромный плюс. Идея противопоставления магии и огнестрела сама по себе не нова, хорошо хоть дробовик не взрывается в руках шамана вуду, если вы поняли, о чём я
но здесь оформлена скорее как противопоставление ближнего и дальнего боя. Механика огнестрела тоже приятна, в сравнении с тем же дальним боем в Г3, где в глорха надо выпустить с 10 стрел, пока найдёшь на нём ту точку, сквозь которую они не пролетят. Разнообразное поведение монстров, требующее различную тактику, поначалу порадовало, но подробнее об этом ниже. Ну и ещё несколько приятных мелочей, вроде карт сокровищ или грязных приёмов для ближнего боя.
Что мне НЕ понравилось. Во-первых, это недостаток сложности. На первых островах на харде всё нормально, но потом начинается сплошной фарш. Не знаю, зачем всё было сделано настолько казуально, при этом всё ещё усугубляется почти постоянной возможностью таскать с собой компаньона, который заставляет задуматься, а зачем тут вообще ты? Он бы и сам справился. И это на максимальной сложности, стыд и позор.
Во-вторых некоторая корридорность и казуальность игры в ключевой локации, в Маракайской бухте. Даже деревня дикарей не воспринимается как деревня, всё как-то наиграно. Аналогичные картины есть ещё в паре мест - не корридорность, но наигранность. Также сюда можно отнести отсутствие секретов. Ты забираешься в какую-то скрытую дыру, а там - ничего. Во всяком случае, ценного. Это удручает.
В-третьих, жёсткая имбалансовость огнестрела - как в руках ГГ, так и в руках НПЦ.
В-четвёртых - пережитки консоли. Risen 1 отругали за аркадность концовки, и чем ответили Пираньи? Напихали этой консольщины во все поля - ловушки, добивания и т.д. Моё мнение: людей, вставляющих в игру это, нужно в принудительном порядке кастрировать, чтобы подчистую искоренить этот ген.
Монстры со своим уникальным поведением совершенно не сбалансированны, АИ туп до неприличия. С крабами можно очень легко справиться пинком, но такая на них тактика, якобы опасные летучие мыши тоже ничего особенного из себя не представляют. Ягуары и пантеры опасны по моему на столько, на сколько должны быть. А вот кабанам кто-то явно приписал лишний нолик к урону перед компиляцией. Также и рыбы, которые подаются, как базовые простейшие враги, на деле оказываются одними из самых неприятных и опасных, благодаря своей высокой скорости передвижения и атаки, а также, невозможности блокирования. Тупость АИ с кучей ненужных действий описывать не возьмусь, это надо просто видеть.
Кроме того, проглядывается недоделанность игры во всём. Очень мало тряпок, то есть их много, но ничем не отличаются, а с учётом дополнительной прокачки защиты не дают в принципе ничего. Фракционных вещей нет. Возможности вуду очень ограничены, отсутствуют рецепты на изготовления оружия, отсутствуют некоторые ключевые рецепты алхимии. Есть видимость выбора оружия, но само оно отличается мало. Очевидно, им просто лень было балансировать сложность игры. Зато вшить дату для последующих платных ДЛЦ они не забыли. Это уже особо циничный сволочизм. Есть красноречие, угроза и выстрел в упор для диалогов, но их по большому счёту негде применить.
Удручает калечность героя. Глядя, как этот калека тщетно пытается запрыгнуть на камень, который ему по колено, хочется пристрелить беднягу из милосердия, чтобы не мучился. При этом карабканье всё же есть, но только в специально отведённых для этого местах, и там оно подбешивает, потому что ГГ не может спрыгнуть с высоты фактически в 2 своих роста, не разбившись насмерть. На том же Маракае непонятно, зачем вообще были добавлены эти места для карабканья, нельзя что ли было сделать простые ответвления тропинки.
Недодуманны квесты. Альтернативное решение с помощью красноречия/угрозы, как правило, не ведёт ни к чему, кроме потери опыта, нет скрытых квестов (что бы ты ни выбирал в диалоге, квест пропустить невозможно), сами варианты ответов в квестовых диалогах не влияют абсолютно ни на что. На Такаригуа я пришёл к пиратам коротким путём через пещеры и оставил у них Пэтти, джунгли ещё не чистил - мне срочно нужен был взлом. Для этого выпустил Ларго, тут же появилась возможность взять квест на его сопровождение, который пропадёт, если этого сразу не сделать. И что же было дальше? Этот имбецил, не спрашивая, попёрся в джунгли. Полбеды. При виде врагов он не пытался сбежать, а стоял и огребал, прикрываясь руками. В общем, у меня ещё не скоро заживут синяки от фэйспалмов после прохождения этого квеста.
Наверняка что-то упустил, текста много. Но общая картина вроде получилась.