Увы, такого никогда не было, а если и было то подобные книженции шли только в Боксах коллекционных изданий. либо издавались вообще сторонними конторами ориентированными на книжное издательство..
этого не было только в нашей нищей России, я этот момент и подчеркнула. Для остального мира совершенно нормально было к большинству игр иметь мануалы и гайды, и делали это сами разработчики. Не коллекционные издания, а самые обычные, рядовые боксы с картриджами или дисками содержали такие материалы - подробное описание управления, отсканированные карты, предметы, доступные в игре, и в некоторых случаях даже прохождения с тем куда идти и что делать.
вот как пример, тридцатистраничный мануал к игре Phantasy Star 3
и лежал он не в уникальной коллекционке, а в каждом без исключения боксе с катритджем и был доступен каждому купившему игру.
или вот мануал к Астериксу 83 года для Атари, опять же подробно описывающий управление, сюжет игры, и обозначение всех предметов.
такие мануалы делали еще с начала восьмидесятых почти к каждой игре для той же Атари 2600, как и следующим поколениям приставок, аналогично и ПК-игры всегда снабжались мануалами с описанием игры, чтобы игрок представлял что это за игра и самое главное - КАК в нее играть. Это было обязательной практикой для выпуска и продажи игры в принципе.
Просто в нашей стране ничего этого никогда не было, в большинстве случаев у нас люди никогда даже в глаза не видели настоящих американских или японских версий видеоигр, а получали или паленые диски, или такие же паленые картриджи.
А потом сидели и самостоятельно до всего допирали, сами путем метода тыка изучали назначения скиллов, заклинаний или предметов, сами сидели рисовали карты чтобы не потеряться.
Ни в США ни в Японии геймеры тех лет не страдали подобной фигней, у них в коробке с купленной игрой почти всегда были мануалы, а помимо этого еще и ежемесячные здоровенные игровые журналы дополняли материал. Даже с отсутствием тогда интернета у геймеров в развитых странах не было практически никаких проблем с получением и доступностью информации по той или иной игре.
Поэтому и заморочек с тем чтобы что-то понять или что-то вручную выписывать у них не было, и все эти аргументы про сложность старых игр - миф, присущий только жителям стран типа нашей, в которых игры были сложными по одной простой причине - сама страна и люди в ней были неразвитые и не имели возможности получать нормальные версии игр, в которые играли. Но разве отстающее развитие страны делало сами игры сложнее? Боюсь что нет.
а теперь вопрос к тебе солнышко, покажи мне новую игру в которой все это есть..
Так это не вопрос сложности, а вопрос наполнения и глубины. =) Никто и не отрицает что в некоторых играх 30-летней давности могло быть огромное количество интересного контента, я же сама в несколько таких игр играла и видела как зарождались многие жанры, и как разнообразны были те или иные игры по меркам тех лет.
Но были ли они такими сложными, как их нынче принято возносить? Сложными в плане непроходимости и хардкора, а не в плане сложного наполнения игрой контентом.
Вы приводите в пример Меч и Магию или Визардри, но это сами по себе здоровенные проработанные игры с кучей контента на много часов, то есть они по определению уже были сложнее чем большинство игр тех лет и за них далеко не каждый бы взялся играть. Но что в 80-ых, что в 90-ых помимо условных ММ было множество куда более простых и понятных игр - те же аркады, платформеры, стрелялки, гонки, файтинги. И в них безусловно играло больше людей, чем в ММ или Визардри. Потому что те игры более простые и легкодоступные, они не на десятки часов и в них не надо много думать.
Я эту мысль и пытаюсь отстоять изначально, поскольку Паладин, да и не только он, вбросил эту часто попадающуюся мне на глаза фразу, дескать, все старые игры были сложнее, а сегодня то в играх думать вообще не надо, все они примитивны. Но на самом деле за тридцать лет ничего особо не поменялось, и в наше время без проблем можно найти себе и глубокие и сложные игры, если поискать - в которых и думать придется много, и тактики тщательно прорабатывать. Просто по совершенно логичным причинам эти игры не являются ААА-тайтлами и не пользуются всеобщей популярностью. О чем и говорю - ни хардкор, ни глубоко проработанные сложные игры никогда не будут пользоваться мировой и всеобщей популярностью, потому что подавляющее большинство людей предпочитает простые игры. И что сегодня они играют, простите, в Доту, или в Скайрим, или Ассасин Крид - точно также эти люди в 80-90-ых годах играли бы во что-то наиболее простое и понятное, в те же аркады, в те же файтинги, в дум или в пасьянс, во что угодно, где не нужно слишком много думать.
Ну не мог в ту же Меч и Магию играть каждый второй обладатель компа, равно как и в Фэнтези Стар или Финалку не играло большинство обладателей той же Сеги. Каждый второй играл в куда более простые игры, что на компах, что на приставках.