Ради интереса запустил сегодня Risen-1, да так неудачно запустил, что завис в нем на полдня.
А когда заставил себя оторваться и выключить, задумался... чем же он эдаким цепляет, чего мне не хватило во второй и третьей частях. Вспомнил рецензию от Usagi, вспомнил изречения Сулеймана...
Все и так все знают и понимают, но все же, первое что пришло на ум:
1). Разнообразие пищи/отсутствие «Провианта».
После Risen-3 - это воспринимается как Дар божий. (или, что вернее, как прошедшая молодость... прекрасные воспоминания, и невозможность ничего вернуть).
Мы самостоятельно решаем когда кушать хлебушек, а когда мясо... жарить его или сварить в похлебке... впрочем, об этом позже.
Одна травка добавляет +5 к здоровью, вторая +10, третья +30... а еще из них можно сварить зелье, а еще есть такие, что увеличивают и здоровье и ману... или только ману. Или еще и опыт дают (яйца, например)... или повышают характеристики, если съесть их определенное количество (всеми любимые яблоки)... в общем - богатство выбора и возможностей. К примеру, есть трава, дающая +10 опыта... а если найти рецепт зелья из этих трав, то сварив 5 таких растений в одном зелье можно получить +100 опыта. Немного. Но есть смысл искать.
2). Окно инвентаря при разделке туш/трупов.
Казалось бы, такая мелочь... ведь ясно же, что игрок все равно будет брать ВСЕ, так зачем ему утруждаться и смотреть на это все... посмотрит уже списком... Но как же здорово, когда можно не просто содрать со зверя шкуру, клыки и когти автоматически, а перед этим еще и посмотреть на них в отдельном диалоговом окне.
3). Восстановление здоровья.
Перво-наперво, - это, конечно же, невозможность заглатывать зелья лечения десятками и кушать жареное мясо в процессе боя. Процесс анимирован, и каждую бутылочку герой пригубляет в индивидуальном порядке... т.е., приходится побегать кругами в жаркой схватке, восстанавливая здоровье. А то подвешивание их на «горячие клавиши» вызывает ощущение, что баночки с маной и здоровьем - это вовсе не баночки, а некие пневмошприцы, спрятанные в доспехах. По сигналу они просто вводят герою раствор нужного цвета, который действует мгновенно... эдакая технология будущего.
Бочки с водой. То, что они помогают пополнить лишь 10 очков за один глоток, а не ВСЕ здоровье в первом Risen - заставляет либо пользоваться зельями, либо пищей, либо травами... особенно, если у протагониста полоска здоровья уже солидная и хлебать нужно долго. В общем, подталкивает к действию. Это мелочь, но мне ее не хватало в дальнейшем. Было ощущение, что в бочках «живая вода» из сказок... глотнул Иван Царевич и восстановил силушку богатырскую... снова в угоду упрощения процесса, а жаль.
Рецепты пищи. Нечасто я использовал всякое «рагу» или «жаркое», но бывало. И это весьма забавный процесс: как приготовления, так и поглощения. А уж акульи плавники (две рыбы по цене одной), которые еще и очки опыта давали в приготовленном виде, думаю, скупали многие.
Ну и сам процесс готовки, конечно же. Нельзя просто подойти к костру и «без отрыва от производства» сделать все и сразу. Нет, друзья мои, каждая вещь жарится по своему. Мясо отдельно, курица отдельно, а рыба отдельно. Опять же, занимает время... отвлекает игрока от крошения врагов направо и налево... но придает атмосферы...
4). Музыка.
Тут долго расписывать не стану, потому как на вкус и цвет. Но мне музыка первого понравилась больше всего. Такая уютная, домашняя атмосфера. (наверное, можно было этот пункт и не нумеровать... ну-да ладно).
5). Изготовление предметов.
Я понимаю, что этот пункт можно было спокойно пририсовать к готовке или, скажем, вскрытию сундуков... но пусть будет отдельно. Ненавижу англицизмы. Поэтому буду писать по русски там, где это возможно.
Каждый меч делается отдельно в 4 этапа... накалить, обработать на наковальне, охладить, заточить... А если нужны деньги, и руды скопилось много... то чтобы наделать десяток клинков на продажу придется потратить некоторое количество времени. Да еще и кузнец может занять свое место и мешать... если вы не ночью, конечно, трудитесь... и так просто ему не скажешь, мол, дай мне поработать... и это было здорово.
6). Вскрытие сундуков.
В общем-то, ничего не имею против новой системы... она более логична в плане «твердости» отмычек. А то раньше казалось, что мы работаем не металлическими щупчиками, а тоненькими деревянными спичками... чуть что не так - хрусть...хрусть... и давай заново. А плохо то, что останавливалось время. Это, кстати, касается и всего вышеперечисленного, вроде готовки и изготовления предметов.
Раньше, если хозяин в доме и ходит из комнаты в комнату, приходилось выбирать момент, чтобы не только прокрасться, но и быстренько-быстренько открыть сундук, ибо все происходило в реальном времени. И откинув крышку, герой не исчезал в подпространстве, а вполне мог получить мечом по спине от заметившего его владельца вещей. Очень сильно добавляло реализма.
Ну и сюда же добавлю выкапывание этих же сундуков. Зачем урезали анимацию? Мне не хватало того момента, когда он руками вытаскивает ящик из земли...
7). Повальная трусость/пофигизм.
Об этом много говорили и писали. В Risen-3можно зайдя в приглянувшийся дом, без проблем забрать любую вещь на глазах у хозяина. Он вам ничего не сделает, поверьте... ну, может, злобно закричит и ... и все. Либо у нашего героя такой суровый вид, что связываться с ним никто не хочет... либо все население под наркотой... или каким-нибудь заклятием... или считает, что раз человек взял, значит нужно на благо общества... в общем, благословенная земля. Попробуйте в первом Risen взять хотя бы яблоко в доме или там, кружку с пивом в таверне... получите мгновенный мордобой с владельцем и это, черт побери, правильно. Ибо нехрен брать чужое... на виду у всех.
8). Побрякушки.
В первой части без них можно было обойтись, но с ними жизнь была намного лучше ) Магу заполучить два кольца по +20 к мане каждое, разве плохо? Или сделать самому. Или амулет +15 к силе? Или склепать защитный амулет... Практически любая вещь была ценной и изрядно облегчала жизнь герою. В ювелирном деле был смысл. Соответственно, был смысл сбора драгоценных камней и металлов.
В третьей же части все кольца, серьги и прочее дают какие-то несерьезные бонусы... и если вначале игры они еще как-то помогают («Нет, мужик, я на твое предложение не согласен... А ты взгляни на мою серьгу... О! Ну так бы сразу и сказал... человеку с таким украшением я верю больше... сдоговорились»), то в дальнейшем их применение просто теряет смысл.
Это минус. В первой части они сохраняли актуальность до самого конца игры.
9). Джентельменство.
Звери, птицы, люди... в третьем Risen атакуют нас стилем из третьей Готики: налетая исключительно по одному. Как в плохих голливудских боевиках, когда герой по очереди расправляется с десятком врагов, выбегающих из-за угла стройной колонной.
Попробуйте в первой части сразиться с несколькими противниками сразу... бамм.. удар сбоку сбивает начатую атаку по стоящему впереди врагу и тот, воспользовавшись моментом, кусает вас, откидывая назад... хрясь... прилетает сзади... вы пытаетесь отскочить, развернуться и... бамм... снова удар сбоку... укрываетесь за щитом, принимаете на него пару ударов, гтовитесь к ответной атаке... хрясь... забыли про того кто сзади... а спина открыта. Ну и так далее. Схватки были сложнее и интереснее.
10). Мана.
Бесконечная мана в третьем Risen. Да, введен режим перезарядки заклинания, но это совершенно не спасает баланс игры. Представьте, что артиллерия в нашей армии получит бесконечный боезапас. Да, она стреляет медленнее, чем автомат в руках бойца вражеского войска, но он просто не сможет подойти на расстояние выстрела, так как будет уничтожен издалека... вот приблизительно то же самое сделали и здесь. Беда, одним словом.
Как было раньше? Есть мана... она заканчивается... и без нее маг беспомощен. Нет, конечно, он может и посохом стукнуть или там, мечом, но в первой части у грамотного мага уже не оставалось очков опыта на непрофильные навыки... либо одно либо другое. Вот и приходилось изгаляться, зачищая карту по нескольку недель, (добежал до группы вражин - расстрелял боезапас - убежал к ближайшей кровати - поспал/восстановил ману - снова побежал к группе вражин) так как зелья маны изначально не по карману... да и жалко их, если честно. Это было непросто, временами даже раздражало, но это было интересно и заставляло напрягать извилины (хотя бы минимально).
11). Заклинания.
Такое было шикарное заклинание «Шутки». Если избил, ограбил или еще как-то обидел персонажа, можно было наложить на него «Шутку» и снова с ним общаться. Мелочь. А приятно. Сейчас народ, избитый главным героем до потери сознания, просто поднимается... пару раз почешется, пригрозит в пространство и... все... Словно и не было ничего. Просто кошмар.
Еще мне не понравилось новое заклинание полета, но это уже личные симпатии... Левитация была куда круче, на мой взгляд, нежели превращение в попугая... и смотрелось просто отлично... эдакий магистр-джедай на пике своего могущества презрев законы гравитации парит над землей в позе лотоса... летит над водной гладью, не желая марать новую униформу, ... медленно спускается с вершин гор... гораздо круче выглядит.
Ну и, раз заговорил о водной глади, куда делся след от героя на воде? Помню, как меня это поразило в первый раз... он бежит, а за ним на воде остается медленно исчезающая полоса... ох-ты ж мать моя женщина... мелочь... а как добавляет реализма.
12). Обучение.
Наши инструкторы, похоже, умеют мгновенно загружать информацию в голову героя. Телепатия на высшем уровне. («У меня есть 2000 золотых, я хочу научиться ковырять в носу пальцем правой ноги.» - «Хорошо»). Все. Есть некоторые учителя, которые рассказывают что и как, но прочие выше этого. Как говорится, удар по морде, он как рафаэлло - вместо тысячи слов... Вот и наши друзья предпочитают в основном помалкивать, щедро делясь знаниями. Типа, мужик не болтает - мужик делает...
Ах, как же мне не хватало старых добрых болтунов из первой части... я вот хочу услышать комментарий на каждый навык... как держать меч, лук... или что сможет мой огненный шар на новом уровне...
13). Выпивка.
Вот здесь просто непонятно. Зачем убрали лечебные зелья и заменили их алкогольными напитками? Нет, пиратская тематика и все такое... но хоть бы дали какое логичное объяснение, почему наш герой лечится ТАКИМ образом. Или это скрытая реклама?
Могли оставить и то и другое, просто сделав алкоголь более доступным в плане цены... могли добавить полоску интоксикации, как в Ведьмаке... могли сделать какие-нибудь негативные эффекты, навроде как во Второй Готике после употребления травки. Ну и квест какой на эту тему или пару строчек диалогов у напарников. Герой без души и может пить и лечиться сразу. А во второй части.. ну, он же свои силы растерял из-за алкоголизма как раз, я так понял... в общем, при желании можно было подогнать правдоподобную основу. Не захотели, жаль.
14). Воровство.
Тут, опять же, личное. Мне в первой части очень понравилось, как оно было реализовано. Герой отвлекает жертву разговором («Говорят, у тебя товар некачественный») и пока тот оправдывает или ругается, можно стянуть какую-нибудь вещь. Одну из предложенных. Жаба душит, конечно, но играть интереснее.
Вот и все, что сумел вспомнить на ночь глядя.
Если кто еще что увидел - пишите, дополняйте.