Первый "Ризен" был для меня первой игрой "Пираний", потому, например, я не ощущал никаких самоповторов и подобных вещей. Я был впечатлен и получил гигантское удовольствие. И пока что после "Готик" не переигрывал "Ризен", так что осталось то впечатление (правда, смотрел прохождения) частично. Теперь, конечно, я все это в целом вижу, но, тем не менее, впечатление от игры формировалось во многом в процессе ее прохождения, коим я для себя вообще открывал РПГ и конкретно миры "Пираний" (до того у меня в "коллекции" была только адвенчура "Land Stalker" на "Сеге" и там же "Beyond Oasis", если говорить о в чем-то аналогичных играх).
В общем, я хочу сказать, что впечатление от первого "Ризена" у меня весьма положительное, как у ставшего затем больным на голову готоманом
Но один момент мне непонятен. Нет, вернее, два.
Первый. Почему "Пираньи" ограничились всего двумя фракциями? Даже в первой "Готике" их было четыре или три с половиной, если правильно считаю, а то и на одну (половинку) больше. А во второй "Готике", аналогом коей можно в определенной степени считать "Ризен", четкие три фракции. Почему в "Ризен" всего две? Ведь вроде у них не было диких ограничений по бюджету и времени? Или я чего-то не знаю? При этом в Г2 при игре за разные фракции ты узнаешь мир с разных сторон, и чтобы увидеть все, что заложили авторы, надо пройти ее всеми тремя путями, даже несмотря на одну концовку и практически одинаковую для всех шестую главу. В "Ризене", насколько помню, особой разницы в том, как открывается мир, при прохождении за Дона и Инквизицию нет. Или я что-то забыл.
Второй момент. Зачем "Пираньи" в "Ризене" сделали отметки по квестоместам на карте и подсказки в диалогах, какой ответ за какую фракцию нужно давать? Ведь у них за плечами был опыт Г1 и Г2, о которых они уже знали, что те обрели большую когорту верных поклонников, коим нравилась игра именно такого типа, и одной из составляющих было как раз то, что у тебя купленные/украденные карты, нарисованные картографами, на которых, если только тебе не дают еще одну специальную карту, ничего отмечено быть не может, ты все ищешь сам. Плюс тот факт, что надо было самому соображать, что же отвечать и как себя вести, а иногда ситуации в этом смысле складывались неоднозначными. Это как раз детали того самого "готического духа" ("готической атмосферы"). "Ризен" - игра того же типа, но зачем-то эту вещь убрали. Если бы мир был огромным, можно было бы понять эти указатели на карте, но тут-то компактный мирок, как в Г1 и Г2. Хотели привлечь тех игроков, кому комфортнее с такими штуками? Если да, то решение спорное, как по мне...